Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Валявко С.М. Аверьянова Е.В. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Журнал » 2012 №6 : Валявко С.М. Аверьянова Е.В. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
    Просмотров: 6840

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Валявко С.М.
Аверьянова Е.В.
МГПУ, г. Москва

 

Cтатья посвящена рассмотрению вопроса половых и возрастных особенностей формирования ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым  развитием.
Ключевые слова: половозрастные особенности, ценности, ценностные ориентации, дошкольники,  общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание.

 

AGE AND SEXUAL FEATURES OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS  OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH BROKEN SPEECH DEVELOPMENT

 

Valyavko S. M.
Averyanova E. V.
MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to consideration of a question of sexual and age features of formation of the valuable sphere of children of the advanced preschool age with the broken and standard speech development.
Keywords: sexual u age differences,values, valuable orientations, preschool children, speech disorders, stummering.

 

Введение

 

В  первом сообщении о скрининговом исследовании ценностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития был сделан вывод, что ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития имеют свои особенности [2]. Занимаясь изучением данного вопроса, нельзя оставить без внимания половозрастные особенности формирования ценностной сферы дошкольников. Как показывают некоторые современные исследования половая принадлежность индивида оказывается самой значимой социальной категорией, задающей направление и содержание личностного развития. [4,5] В терминах пола ребенок впервые осмысливает свое «Я», свою индивидуальность. Так, Н.Л. Белопольская говорит о том, что у детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом [3]. Так же, среди имеющихся исследований можно отметить работы Н.В. Мельниковой и Л.Ю. Соломиной, в которых они показали, что динамика нравственного развития дошкольников с нормативным речевым развитием имеет специфический характер в зависимости от половозрастных особенностей детей [12, 14].

Вопросами пола в ракурсе личностного становления гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза занималась Л.Э. Семенова, исследования которой доказали, что «степень выраженности общего недоразвития оказывает существенное влияние на темпы и качество овладения ребенком социокультурными ориентирами, которые ложатся в основу конструирования гендера на индивидуальном уровне» [13, с.398].

Однако на сегодняшний день в современной  психологической литературе проблема половозрастных особенностей формирования ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с нарушенным речевым развитием остается слабоизученной, что определило цель исследования.

 

1 Организация и методы исследования

 

Для исследования данного вопроса была использована методика ИЦОД («Исследование ценностных ориентаций детей»), опыт конструирования которой был представлен ранее. [1,6,7,8,9] С помощью этой методики были исследованы дети старшего дошкольного возраста. Основную исследуемую группу составили 151 ребенок 5-7 лет, состояние речевой функции которых квалифицировалось ПМПК как «общее недоразвитие речи» и относилось ко 2 и 3 уровням недоразвития по классификации  Р.Е. Левиной [11]. Заключение о состоянии речи было подтверждено учителями-логопедами, работающими с детьми в условиях компенсирующего детского сада г. Москвы.  Данная группа дошкольников 5 лет с ОНР состояла из 53 детей, а 7 лет – 98 детей. Она представлена испытуемыми обоих полов: 88 мальчиков и 63 девочки. Все исследуемые дети проживали в г. Москве и посещали логопедические группы ДОУ компенсирующего вида.
Для выявления влияния различных видов недостатков речевого развития  на формирование ценностных ориентаций у детей исследовалась группа дошкольников, состоящая из 30 детей, состояние речевой функции которых квалифицировалось как «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН). Данная группа дошкольников 5 лет с ФФН состояла из 15 детей и 7 лет – также из 15 дошкольников. В неё входили 17 мальчиков и 13 девочек. Все дети посещали массовые группы детских садов г. Москвы. Для сравнения изучались 30 заикающихся детей старшего дошкольного возраста:  5 лет – 11 детей и 7 лет - 19 дошкольников. В данной группе было 20 мальчиков и 10 девочек. Они так же посещали  детские сады компенсирующего вида г. Москвы.

В качестве контрольной привлекалась группа, состоящая из 40 детей старшего дошкольного возраста с нормативной речью и интеллектом. Эта группа дошкольников 5 лет состояла из 19 детей, а 7 лет – 21 ребенка, представлена испытуемыми обоих полов: 17 мальчиков и 23 девочек. Все дети имели нормальное физическое развитие. Первую группу здоровья имели 27 детей и 13 детей – вторую группу (плоскостопие, нарушение осанки и др.). Все дети посещали массовые группы детских садов г. Москвы.

 

2 Результаты исследования и их обсуждение

 

 

В результате статистического анализа были обнаружены следующие результаты в средних значениях (рис.1): так, для мальчиков с общим недоразвитием речи (ОНР)  достоверно значимыми являются такие ценности, как «гедонизм» (6,8), «здоровье» (6,0) и «общение» (6,0). Более трети (39%) мальчиков выделили «гедонизм» как очень важную ценность (α≤0,05). Минимальное значение, как показали данные исследования,  имеют «духовные» ценности (4,5). Девочки с ОНР наиболее значимыми для себя выделяют следующие ценности: «игра» (6,5), «гедонизм» (6,3) и «здоровье» (5,5). Более трети девочек (34%) выбирали фотографии с изображением конфет и диска с мультфильмами в первую очередь (α≤0,05). Низкий рейтинг имеют «духовные» ценности (3,7). Больше половины девочек (70%) считают эту ценность не важной.

 


Рис. 1 Сравнительные данные по ценностным ориентациям мальчиков и девочек с ОНР

 

При сравнении результатов обнаружилось, что для мальчиков с ОНР, ценность «общение» достоверно значима, чем для девочек. В то же время, ценность «игра» наиболее значима для девочек (α ≤0,05). Можно отметить, что даже с небольшой разницей в значениях для мальчиков с ОНР все рассматриваемые ценности (кроме игры), имеют большее значение, чем для девочек этой группы (рис. 1)

Мальчики с ФФН (рис.2) отличаются от рассмотренной выше группы мальчиков с ОНР. По критерию значимости иерархия ценностных ориентаций выглядит следующим образом: познавательные ценности (7,1), далее следует ценность «здоровье» (6,2) и «гедонизм» (6,0) (α ≤0,05). Более 40% мальчиков выбрали фотографии, презентирующие «познавательные» ценности в первую очередь. Вместе с тем, ни один мальчик не считает ценность «общение» очень важной, половина (50%) детей выбирает соответствующие фотографии лишь 7-м – 10-м выбором.

Девочки с ФФН достоверно чаще выбирают ценность «гедонизм» (7,6). На втором месте находится ценность «игра» (6,7), а на третьем «общение» (5,4) (α ≤0,05). Следует отметить, что ни одна девочка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  такие ценности как, «здоровье», «познавательные» и «духовные» ценности не считает очень важными. Так, более 70% детей выбирают фотографии, презентирующие «познавательные» и «духовные» ценности в последнюю очередь, отмечая, таким образом, их незначимость. 


Рис. 2  Сравнительные данные по ценностным ориентациям мальчиков и девочек с ФФН

 

Обобщение результатов по детям с ФФН показало, что мальчики значимо чаще выбирают «познавательные» ценности и ценность «здоровье» (α ≤0,05). Для девочек достоверно значимыми, по сравнению с мальчиками, выступают такие ценности, как «гедонизм» и «игра» (α ≤0,05). Вместе с тем, как видно на рис. 2, ценность «общение» чаще выбирается девочками, а для мальчиков имеют большее значение «духовные» ценности.

Рассматривая ценностные ориентации мальчиков с заиканием (рис.3), удалось обнаружить, что они чаще выбирают ценность «здоровье» (5,9) перед ценностью «игра» (4,8) (α ≤0,05). По другим ценностям значимых различий не обнаружено. Вместе с тем, мальчики выделяют на первое место ценность «гедонизм» (6,1), второе место занимает «здоровье» (5,9), а на третьем месте - «общение» (5,7). Последнее место занимает ценность «игра» (43%). Однако, более половины мальчиков с заиканием (57%) выбирают фотографии, презентирующие «духовные» ценности в последнюю очередь.

Девочки с заиканием достоверно чаще в первую очередь выбирают ценность «игра» (7,9). Более половины девочек (56%) выбирали соответствующие фотографии в первую очередь. На втором месте ценность «гедонизм» (6,0). Характерно, что ни одна девочка не выделяет ее как очень важную, выбирая соответствующие изображения 4-м – 6-м выбором. На третьем месте – ценность «здоровье» (5,8) (α ≤0,05). Самый низкий рейтинг имеют «познавательные» ценности. Так, 89% девочек с заиканием выбирали фотографии, презентирующие эту ценность лишь 7-м -10-м выбором.

Рис. 3 Сравнительные данные по ценностным ориентациям мальчиков и девочек с заиканием

 

Данные, которые получены при обследовании детей с заиканием показали, что значимые различия существуют в значениях ценностей «игра» и познавательных ценностях. Так, мальчики этой группы  чаще выбирают «познавательные» ценности, как наиболее важные, а девочки выбирают ценность «игра» (α ≤0,05). Следует отметить, что «духовные» ценности так же чаще выбираются мальчиками, чем девочками.  Полученные данные представлены на рис. 3.

Результаты, полученные при изучении ценностных ориентаций мальчиков и девочек с нормативным речевым развитием представлены нарис.4. Так, выявлено, что мальчики значимо чаще выбирают ценность «гедонизм» (6,9). Второе место занимает ценность «здоровье» (6,6), а третье – «общение» (5,5). Следует отметить, что «духовные» ценности (2,9) достоверно реже выбираются  мальчиками с нормативным речевым развитием. Так, более 75% мальчиков этой категории делают этот выбор в последнюю очередь (α ≤0,05), то есть не считают «духовые» ценности важными. Более половины детей отмечают фотографии презентирующие «познавательные» ценности как не важные, выбирая их лишь 7-м - 10-м выбором.

Для девочек с нормативным речевым развитием, наиболее значимой является ценность «игра» (7,6). Более половины девочек (61%) достоверно чаще выбирают фотографии с изображениями игрушек в первую очередь. Второе место занимает ценность «гедонизм» (6,1), а третье – «общение» (5,6). Следует отметить, что «познавательные» и «духовные» ценности выбираются девочками в последнюю очередь. Так, более 60% детей отмечают их незначимость, выбирая соответствующие фотографии 7-м - 10-м выбором  (α ≤0,05).  Также, стоит отметить, что 48% девочек считают ценность «здоровье» не важной.

Рис.4 Сравнительные данные по ценностным ориентациям мальчиков и девочек с нормативным речевым развитием

 

Полученные результаты исследования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием, показываю, что мальчики этой группы значимо чаще девочек выбирают ценность «здоровье», в то время как девочки выделяют ценность «игра» (α ≤0,05). Вместе с тем, из рис. 4 следует, что для мальчиков ценность «гедонизм» и «познавательные» ценности являются более актуальными, а  для девочек духовные ценности важнее, чем для мальчиков.

Таким образом, изучая ценностные ориентации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста,  можно сделать следующие выводы: ценность «здоровье» наиболее актуальна для мальчиков с нормативным речевым развитием, и менее значима для мальчиков с ОНР и заиканием. На познавательные ценности  более всех остальных детей ориентированы мальчики с ФФН. Гедонистические ценности имеют наибольшее значение у мальчиков с ОНР и нормативным речевым развитием. Ценность «общение» является наиболее приоритетной для мальчиков с общим недоразвитием речи и имеет минимальное значение для мальчиков с ФФН. Как показало исследование, в качестве наиболее актуальных духовные ценности выступают для мальчиков, имеющих заикание, а самый низкий рейтинг у мальчиков с нормативные речевым развитием. Обобщенные данные по ценностным ориентациям девочек всех исследуемых групп показали, что ценность «игра» имеет высокий рейтинг для девочек с заиканием и с нормативным речевым развитием.  Познавательные и духовные ценности наиболее актуальны для девочек с ОНР и имеют наименьший «вес» для девочек с ФФН. Ценность «здоровье» наиболее значима для девочек с заиканием и общим недоразвитием речи. Гедонистические ценности набрали максимальный балл у девочек с ФФН. Ценность «общение» с небольшой разницей в баллах занимает лидирующие позиции у девочек с заиканием и с нормативным речевым развитием.

Были рассмотрены особенности ценностных ориентаций у детей 5 и 7 летнего возраста, их сходства, различия и траектории их формирования. Дети с общим недоразвитием речи в 5 лет значимо чаще выбирают гедонистические ценности (6,6), ценности общения  (6,0) и здоровья (5,8). Стоит отметить, что «духовные» и «познавательные» ценности достоверно реже выбираются детьми данной категории (α≤0,05).  У детей 7 лет с общим недоразвитием речи были обнаружены незначительные отличия. Значимыми, для детей данного возраста, так же как и для детей 5 лет, остаются гедонистические ценности (6,9). На второе место дети достоверно чаще ставят ценность «здоровье» (5,9) (α ≤0,05). Третье рейтинговое место разделили «познавательные» ценности (5,2) и ценность «общение» (5,2). На последнем месте расположились «духовные» ценности  (4,7). Полученные результаты исследования ценностных ориентаций у детей с общим недоразвитием речи представлены в таблице 1.


Таблица 1
Ценностные ориентации  детей 5 и 7 лет с ОНР

 

здоровье

игра

познавательные

гедонизм

общение

духовные

5 лет

5,8

5,4

3,8

6,4

6

3,7

7 лет

5,9 ­

5,1 ¯

5,2 ­

6,9 ­

5,2 ¯

4,7 ­

 

К 7 годам наблюдается повышение  удельного веса почти всех ценностей. Для детей этого возраста такие ценности, как «здоровье», «гедонизм»,  «познавательные» и «духовные» ценности имеют более высокий рейтинг. Так, духовные ценности для дошкольников 7 лет более значимы, чем для 5 летних дошкольников (α ≤0,05). Вместе с тем, значимость таких ценностей как «игра» и «общение» для детей с общим недоразвитием речи снижается к 7 годам. Так, ценность «общение» достоверно значимее для детей 5 лет, чем для детей 7- летнего возраста (α ≤0,05).  Есть предположения, что дети с ОНР овладевают этапами игры более медленно, по сравнению с нормой. В 5 лет дети попадают в систему коррекционно-логопедического воздействия, где основной акцент на обучении и дети в силу своей занятости играют мало. Очевидно, поэтому игра  утрачивает свои позиции к 7 годам, а познавательные, наоборот, становятся более значимыми. Особое внимание обращает на себя тот факт, что для детей 5 лет общение достоверно более значимо, чем для детей 7-летнего возраста, что возможно связано с началом их коррекционного обучения.

При анализе  ценностных ориентаций детей с ФФН было зафиксировано, что дети 5 лет значимо чаще выбирают гедонистические ценности (7,0), 40 % детей этой группы  считают их очень важными (α ≤0,05). Второе место занимают ценности «здоровье» (5,9) а третье - «игра» (5,7). Наименьшую значимость для детей с ФФН 5 лет имеют «духовные» ценности (3,8). Стоит отметить, что ни один ребенок не выбрал соответствующую фотографию первым выбором, а более 70% детей достоверно чаще выбирают  «духовные» ценности как не важные (α ≤0,05).

У детей с ФФН 7 лет  по-прежнему преобладают гедонистические ценности (6,5). Второе место по числу выборов занимает ценность «игра» (5,7), более 25% детей этой группы считают ее очень важной и выбрали соответствующие фотографии в первую очередь. Вместе с тем, эта ценность для 13% дошкольников менее значима. На третьем месте располагается ценность «здоровье» (5,4). Минимальное значение для детей этой группы имеют «духовные» ценности (3,5). Более 50% детей выбрали эту ценность в последнюю очередь, отмечая её тем самым как не важную.

Сравнение полученных результатов дало основание сделать вывод о незначительной изменчивости ценностной сферы ребенка с ФФН на данном возрастном этапе развития. Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2
Ценностные  ориентации  детей 5 и 7 лет с ФФН

 

здоровье

игра

познавательные

гедонизм

общение

духовные

5 лет

5,9

5,7

5,4

7,0

5,5

3,8

7 лет

5,4¯

5,7

4,9¯

6,5¯

4,1¯

3,5¯

 

  Дошкольники 5 лет с заиканием  на первое место ставят  ценность «игра» (6,2), что отличает их от рассмотренных выше групп детей. Второе и третье место с небольшой разницей в баллах разделили «общение» (6,1) и «гедонизм» (6,0). Вместе с тем, 36% дошкольников отмечают ценность «гедонизм» как очень важную и выбирают соответствующие фотографии в первую очередь. В то же время, лишь 18% детей выделяют ценность «общение» как очень важную. Более половины дошкольников 5-летнего возраста с заиканием считают такие ценности как «здоровье» и «познавательные» ценности как не важные и выбирают соответствующие изображения в последнюю очередь. Вместе с тем, наименьшее значение для детей этой группы имеют «духовные» ценности (4,8).

Иерархия ценностных ориентаций в группе детей 7 лет с заиканием представлена следующим образом: эти дети значимо чаще других ценностей выбирали «здоровье» (6,4) (α ≤0,05). Второе место занимает ценность «гедонизм» (6,2), а третье  место разделили между собой «общение» (5,2) и «игра» (5,2). Наименьшую значимость  имеют «духовные» (4,7) и «познавательные» (4,7) ценности. Вместе с тем, 37% детей отметили «духовные» ценности как очень важные, то есть выбирали их в 1-2 очередь. 
Результаты исследования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с заиканием (таблица 3), показывают, что у детей к 7 годам актуальными становятся ценности «здоровье» и «гедонизм», а «общение», «познавательные» и «духовные» ценности, наоборот, теряют свои позиции. Также наблюдается снижение значимости игры.


Таблица 3
Ценностные ориентации у детей 5 и 7 лет, имеющих заикание

 

здоровье

игра

познавательные

гедонизм

общение

духовные

5 лет

4,9

6,2

5,0

6,0

6,1

4,8

7 лет

6,4­

5,4¯

4,7¯

6,2­

5,4¯

4,7¯

 

Пятилетние дети с нормативным речевым развитием статистически значимо чаще выбирают первой ценность «игра» (6,8), более 47% детей выделяют её как очень значимую. На втором месте находится ценность «гедонизм» (6,2), а на третьем -  «общение» (5,9) (α ≤0,05). Последними, наименее значимыми, оказались «познавательные» (3,8) и «духовные» ценности (3,8). Более 60% дошкольников выбирали эти ценности в последнюю очередь (7-м – 10-м выбором). Для детей 7 лет с нормативным речевым развитием, достоверно значимыми являются такие ценности, как «гедонизм» (6,6), «игра» (6,0) и «здоровье» (5,9) (α ≤0,05). Более 30% детей выбрали фотографии представляющие ценности «гедонизм» и «игра» в первую очередь. Значимо чаще дети ставили «духовные» и «познавательные» ценности на последние места. Наименее важными оказались «духовные» ценности (3,0).

Проведенное исследование показало, что ценностные ориентации 5 и 7- летних детей с нормативным речевым развитием различаются (таблица 4). Так, ценности «здоровье», «гедонизм» и «познавательные» ценности имеют тенденцию увеличения значимости с возрастом. Такие ценности как, «общение», «игра» и «духовные» ценности для детей 5 лет имеют большее значение, чем для 7-летних дошкольников.

Таблица 4
Ценностные ориентации детей 5 и 7 лет с нормативным речевым развитием

 

 

здоровье

игра

познавательные

гедонизм

общение

духовные

5 лет

5,4

6,8

3,8

6,2

5,9

3,8

7 лет

5,9­

6,0¯

4,4­

6,6­

5,2¯

3,0¯

 

Заключение

 

Сравнительный анализ возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста всех изучаемых групп с помощью методики ИЦОД позволил нам сделать некоторые выводы:  для старших дошкольников всех исследуемых групп  5 лет доминирующей ценностью является «гедонизм», а к 7 годам её значимость повышается. Это не противоречит данным, приведенным в статье И.С. Леоновой [10], о том, что и в возрасте 8-9 лет, «гедонизм» остается главной ценностью детей. Кроме того, для них актуальны и материальные ценности.

Также,  с 5 до 7 лет происходит рост значимости ценности «здоровье».  Этот вывод также совпадает с результатами диссертационного исследования  А.А. Федоровой [15], проведенном на дошкольниках с нормативным речевым развитием. Для них ценность «здоровье» значима в возрасте 5 лет, однако, к 7 годам она имеет максимальное значение, как для девочек, так и для мальчиков. Основные ценности ребенка дошкольного возраста сконцентрированы вокруг семьи и здоровья. Эти ценности связаны с биологическими потребностями ребенка.

К 7 годам у старших дошкольников исследуемых групп снижается значимость ценности «общение», хотя показатель этой ценности у детей с ОНР и с заиканием в 5 лет имел более высокий ранг. По результатам исследований А.А. Федоровой [15], проведенными на выборке детей с нормативным речевым развитием, значимость ценности «общение» у девочек ниже, чем у мальчиков, что также подтверждается и в данной работе.

Для мальчиков всех групп ценность «игра» имеет меньший вес, чем для девочек. Следует также отметить, что значимость данной ценности снижается у всех групп детей, кроме дошкольников с ФФН, у которых она остается на прежнем уровне. Для детей 5 летнего возраста с нормативным речевым развитием, особенно  по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи, ценность «игра» имеет первостепенное значение, что отмечалось практически всеми исследователями.

У девочек, имеющих общее недоразвитие речи и заикание, отмечается низкая значимость всех рассматриваемых ценностей. То есть, такие ценности, как «здоровье», «гедонизм», «общение», «познавательные» и «духовные» ценности оказались более значимы для мальчиков. Духовные ценности имеют тенденцию к снижению, кроме группы детей с ОНР, у которых значимость данной ценности к 7 годам  повышается.
Полученные данные могут быть использованы специалистами детских дошкольных учреждений для выявления и профилактики неблагоприятных вариантов личностного развития, в определении приоритетов воспитания детей и в разработке программы по формированию ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с учетом имеющихся половых и возрастных особенностей развития дошкольников.

 

Литература

  1. Аверьянова Е.В. Разработка методики исследования ценностных ориентаций дошкольников // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; Сборник научных статей / Под науч. ред. Е.С. Романовой, С.М. Валявко - М.: Издательство «Спутник+», 2010, с. 10-18.
  2.  Аверьянова Е.В. Особенности формирования ценностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Дефектология, 2012, №4. c.73-81
  3.  Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: Методика исследования детского самосознания: Руководство. – М.: Когито-Центр, 2009, с.3
  4.  Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336с
  5.  Берн Ш. Гендерная психология - СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 318с.
  6.  Валявко С.М., Аверьянова Е.В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста. // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2х томах - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. Том 1, с. 29-34
  7.  Валявко С.М., Аверьянова Е.В. К вопросу об изучении ценностных ориентаций детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.// Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. практ. конф., г. Минск, 8-9 апреля. 2010г / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка, редкол. С.Е. Гайдукевич (отв. ред.), И.К. Русакович, В.В. Радыгина и др. Минск: БГПУ, 2010, с. 38-40
  8.  Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Международная практическая конференция, посвященная Году учителя (ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С.А. Есенина - Рязань, 2010), с.239-249
  9.  Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования//Экспериментальная психология, 2012, Т.5, №2, с.83-96
  10.  Леонова И.С. Ценности младших школьников//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010, №1, с. 255-258
  11.  Логопедия: Учеб. для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с
  12.  Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности  дошкольников / Автореф. дисс…доктор. психол. наук - Казань, 2009 – 40с.
  13.  Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях онто- и дизонтогенеза. Дисс…. доктор. психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 521с.
  14.  Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников/Автореф.дисс…канд. психол. наук - СПб, 1995. – 27с
  15.  Федорова А.А. Динамика ценностно-потребностной сферы личности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дисс.канд.псих.наук – Томск, 2006. – 157с.