Смирнова М. В., КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал » 2012 №6 : Смирнова М. В., КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Просмотров: 40804 КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Смирнова М. В., МГПУ, Москва
Данная статья посвящена изучению копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста. Она содержит краткий литературный обзор по данной проблеме. В статье отражено понятие механизмов психологической защиты: их развитие, особенности и проявление, функциональное назначение. Данному вопросу необходимо было уделить внимание, так как психологическая защита тесно связана с копинг-поведением у детей. В рамках изучения стрессоустойчивости детей младшего школьного возраста в 2010-2011 гг. проводилось исследование копинг-стратегий учащихся 3-4 классов. Исследование проводилось с помощью опросника копинг-стратегий детей школьного возраста, адаптированного И. М. Никольской и Р. М. Грановской для младших школьников. Результаты исследования представлены в этой статье. Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-поведение, копинг-стратегии, защитные автоматизмы.
COPING-STRATEGIES WITH THE CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Smirnova M. V., MCTTU, Moscow
This article studies coping strategies with the kids of primary school age. It contains a brief literature summary regarding the above mentioned issue. The article reflects the concept of psychological defence mechanisms: their development, peculiarities and expression, functional purpose. This issue was necessary to pay attention to so far as psychological defence is closely related to coping behaviour with children. Within the frames of studying stress-resistance with the kids of primary school age within 2010-2011 there was conducted a research of coping strategies with pupils of the 3rd and the 4th forms. The research was conducted with the use of a questionnaire of coping strategies with school-age children, as adapted by Mrs. I.M. Nikolskaya and Mrs. R.M. Granovskaya for the children of primary school age. Results of the research are represented herein. Key words: psychological defence mechanisms, coping behaviour, coping strategies, defensive automatisms.
Введение
Проблема психологической защиты и копинг- поведения являются одними из самых актуальных в детской психологии в настоящее время. В своем большинстве этот вопрос носит характер обсуждения, нежели изучения. Объясняется это тем, что сам объект исследования представляет собой сложность. Р. М. Грановская отмечает, что защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Наблюдения за результатами их функционирования осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны (однозначно не определены) многие стороны и закономерности этого психического явления. Чаще всего особенности психологической защиты у детей авторы рассматривают в ряду других актуальных проблем, причем чаще всего делая акцент на аномальном развитии личности под влиянием неправильного воспитания ребенка в семье. То есть основное внимание придается роли отношений между родителями и детьми в формировании механизмов психологической защиты, а не изучению их проявления в психике конкретного ребенка. И необходимость изучения защиты чаще ассоциируется с детьми, которые страдают пограничными психическими расстройствами, и с детьми в переломные моменты развития (как правило, с дошкольниками и подростками) [6].
1 Истоки изучения механизмов психологической защиты
Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [8]. Изначально понятие «защита» ввел З. Фрейд в 1894 г. в работе «Защитные нейропсихозы». По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. В дальнейшем положение о разнообразии форм защиты у конкретного человека будет подвергаться коррекции. Положения о защите З. Фрейд сформулировал в процессе лечения больных неврозами - обратимыми расстройствами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов. В основе невроза лежит переживание человеком внутреннего конфликта- столкновения особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внутреннего напряжения и дискомфорта. З. Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы защиты, которые ограждают сознание человека от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов психологической защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения — снятия напряжения. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как элемент психики людей, склонных к невротическим реакциям или страдающих неврозами, но и как функция «Я»- сознательной личности любого человека [6]. Под психологическими механизмами защит подразумеваются некие специфические преобразования, которыми оперирует индивид. Принято считать, что защитными действиями руководит Я (Эго). Следовательно, проявление действий механизмов психологических защит свойственно взрослому человеку. У ребенка Я несформировавшееся. Однако, с теоретической точки зрения, неясно, всегда ли включение защитных механизмов требует опоры на сформировавшимся Я [13]. У З.Фрейда в работе «Торможение, симптом и страх» высказывается предположение о том, что психический аппарат - еще до четкого разграничения между Я и Оно, до образования Сверх-Я - уже использует методы защиты, отличные от тех, что свойственны более высоким стадиям организации [14]. Расширение представлений о защите связано с именем Анны Фрейд. В концепцию З. Фрейда А. Фрейд внесла определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных конфликтов), а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения. Было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности [12].
2 Современные подходы к изучению психологической защиты
В настоящее время существует множество подходов к изучению проблемы психологической защиты личности [10]. Большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. По мере накопления экспериментальных данных стала выявляться определенная неоднозначность роли защиты. Первоначально защита проявляется в раннем детстве, когда формы общения и виды конфликтов со средой ограничены уровнем развития личности. Она предназначена для автоматического приспособления к среде за счет самопротекции. Однако во взрослом состоянии, при взаимодействии в расширенном социальном окружении, защиты по типу автоматизмов бывает явно не достаточно. Поэтому если он не усложняется и не корректируется, то при определенных условиях может привести к дезадаптации [6]. Большой вклад в исследование проблемы психологической защиты внесла Е. С. Романова. Автор указывает на необходимость разработки системной концепции психологической защиты как средства социально-психической адаптации. Одним из вариантов ее решения может быть «внедрение» структурной теории защиты, рассмотренной в предыдущем разделе, в более широкий, социальный контекст. Это означает, что помимо идентификации механизмов защиты, определения их свойств и закономерностей функционирования целесообразно выделить ряд конкретных моментов интерперсональной сферы жизнедеятельности индивида, связанных с ними. А именно: типов гетерономного воздействия на ребенка, которые, накладываясь на особенности его темперамента, определяют образование специфических защит и соответствующих видов нормального и патологизированного защитного поведения. Системный подход к проблеме предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами, включенными в генезис и функционирование основных механизмов защиты, а также предварительный анализ этих элементов, которыми считаются: 1. Динамические особенности психики субъекта как базис для образования специфических механизмов защиты; 2. Универсальные проблемы адаптации как базис для образования специфических механизмов защиты; 3. Стадии развития «Я» как сенситивные периоды для образования специфических механизмов защиты; 4. Составляющие «позитивного образа Я» как объект защиты; 5. Виды гетерономного воздействия как угроза составляющим «позитивного образа Я»; 6. Эксквизитные ситуации как ситуации образования новых и актуализации имеющихся механизмов защиты; 7. Этапы генезиса; 8. Функционирование; 9. Опосредующую роль механизмов защиты в диалектике конфликта [9]. По вопросу о количестве механизмов защиты среди современных исследователей единства нет. В оригинальной монографии А. Фрейд описано пятнадцать механизмов. [15]. Л. И. Вассерман с соавторами [7] приводят список из тридцати четырех механизмов. В книге Е. С. Романовой Е. С. и Л. Р. Гребенникова описаны 8 механизмов психологической защиты [9]. Р. М. Грановская и Р. М. Никольская выделяют одиннадцать механизмов защиты у взрослых и пять детский поведенческих реакций [6].
3 Психологическая защита и стратегии совладания у детей
Важным для изучения механизмов психологической защиты личности является исследование психологической защиты ребенка. Первой отечественной монографией, посвященной данной проблеме, является работа И. М. Никольской и Р. М. Грановской [6]. На материалах экспериментально-психологического исследования младших школьников в ней проанализирована специфика и раскрыто содержание основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей. Авторы утверждают, что специфика становления детской системы защиты заключается в том, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющиеся автоматические изменения поведения, возникающее в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Поведенческие реакции эспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществлять определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых. Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Защитные поведенческие реакции и защитные психологические механизмы являются по своей сути автоматизмами, то есть действиями и актами, которые совершаются сами собой, независимо от сознательных желаний и намерений человека [2]. Они включаются в ситуации стресса, психотравмы, конфликта, фрустрации помимо воли и сознания человека. Большую роль в становлении детской защиты играют ранние взаимодействия ребенка в семье. Показано, что защитные механизмы возникают, с одной стороны, как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения, а с другой — как результат негативного воздействия со стороны родителей. К типичным детским защитным реакциям, как отмечают И. М. Никольская и Р. М. Грановская, относят следующие. Отказ — самая ранняя форма защитного поведения. Пассивный протест можно принимать как элемент более глобальной защитной поведенческой стратегии отдаления, сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания. Оппозиция — активный протест ребенка против норм и требований взрослых, — наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны взрослых. Если трактовать оппозиция, поведенческую реакцию активного протеста как элемент более общей защитной стратегии конфронтации, то можно выделить и ее основные подсознательные грани- проекцию и замещение. Имитация — незрелая форма идентификации. Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное принятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). В качестве модели ребенок выбирает того, кто, как ему кажется, больше преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он. Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. В дальнейшем это типично для рационализации. Эмансипация — борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права [6]. Такие реакции, прежде всего, проявляются на поведенческом уровне. Также у ребенка постепенно обнаруживаются и психологические защитные механизмы, типичные для взрослых. У младших школьников это свидетельствует о становлении зрелой системы психологической защиты. Далее кратко описаны механизмы, которые возможно наблюдать у детей младшего школьного возраста. Отрицание — наиболее ранний и примитивный механизм защиты. Развивается с целью сдерживания эмоций принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. При отрицании переориентируется внимание. Иными словами, родители могут выказывать ребенку недовольство каким-либо проступком, а затем заметить, что он уже давно «отключился» и не реагирует на нравоучения. Отрицание помогает отгородиться от негативных переживаний. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия. Дети чаще всего подавляют переживание собственной слабости, агрессивные намерения против взрослых, переживания страха и сексуальные побуждения. Вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счет удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Механизм проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Для детей наиболее характерным является вытеснение страха смерти. В этом случае ребенок осознает, что он боится, хотя при этом истинная причина страха маскируется. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Ребенком проекция переживается как отношение, направленное на него со стороны кого-то другого, в то время как на самом деле все наоборот. Механизм идентификации представляет собой самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или бессознательно старается действовать. У детей идентификация может проявляться в детских ролевых играх. Они последовательно проигрывают разные роли совершают разнообразные действия. Идентификация увеличивает способность ребенка испытывать чувство удовольствия, единства и гармонии путем сопричастности к кому-то. Рационализация развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование [9]. Однако И. М. Никольская и Р. М. Грановская указывают, что несмотря на то, что рационализация опирается на абстрактное мышление, которое у детей еще не совершенно, данный механизм проявляется у детей младшего школьного возраста. Они используют данный механизм для поиска самооправдания в случае неудовлетворенности собой [6]. Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение у детей может разворачиваться путем перевода действий из реального мира в мир фантазий, в котором можно добиться всего, чего он пока еще не может достичь в жизни. Вариантами замещения могут выступать регрессия и сновидение. Регрессия, развиваясь в раннем детстве, позволяет снизить чувство неуверенности путем возвращения к более простым и хорошо усвоенным формам поведения. Сновидение, будучи связанным с бессознательным действиям «Я», дает возможность переноса недоступного действия из реального мира в мир сновидений. Благодаря этому ребенок может эмоционально пережить различные сложные чувства. Еще один механизм, который необходимо отметить, - это сублимация. Естественно, что у детей он вызревает довольно поздно. Характеризуется этот механизм тем, что при его реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность. В случае сублимации замещается не сам объект, а способ взаимодействия с ним [6]. Важнейшей формой адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации является не только психологическая защита, но и копинг-поведение. Под влиянием психологической защиты конфликт только ослабляется, дальнейшее поступление травмирующей информации невозможно отметить, только критикуя ее или отнеся к лично незначимой. В процессе онтогенеза, в связи с формированием речи, сознания и самосознания, личность приобретает новый способ поведения в трудных жизненных ситуациях: формируется совладание (копинг)- совокупность осознанных стратегий разрешения конфликта для совладания с внутренним напряжением и дискомфортом [3]. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг- стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. Совладание реализуется через поведение, организующее необходимые изменения во внешней среде, и направлено на исключение возмущающих событий или переключение реакции с ранее травмировавших событий на другие. При совладании человек сам способен создать для себя подходящее окружение, а не реагировать пассивно на имеющиеся. Впервые термин «совладание» (copyng) был использован Л. Мерфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития [11]. Р. Лазарус определил механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы физическому, личностному и социальному благополучию. Совладание рассматривается как процесс, конструктивного приспособления, в результате которого человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями. Р. Лазарус предложил критерии различения подсознательной психологической защиты и совладания. Р. Лазарус отметил, что подсознательная защита ориентирована только на «Я», на гармонизацию личного эмоционального состояния, а совладание- на восстановление нарушенных отношений между личностью и ее окружением. Защита «думает» только о себе, а совладание может принимать во внимание реакцию других на свои действия [5]. Ф. Е. Василюк отметил следующие особенности: активное исследование ситуации; ориентация на принятие и признание реальности; реалистичный учет целостной ситуации; приспособление к ситуации; целенаправленность во многом осознанных и гибких процессов [1]. Помимо этого следует отметить важную отличительную особенность- возможность обучения совладанию. То есть за счет овладения определенной последовательностью действий возможно применение осознанных стратегий. Условно стратегии совладания можно разделить на три группы: 1. Поведение. В данном случае подразумеваются различные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, который может быть обусловлен как внешними, так и внутренними факторами. 2. Эмоциональная переработка подавленного. Здесь речь идет об эмоциональной разрядке для снятия напряженности, либо с целью поиска социальной поддержки. 3. Познание. Стратегии, которые позволяют нейтрализовать напряженность через изменение субъективной оценки ситуации [6]. Прежде чем попытаться ответить на вопрос, как дети преодолевают трудности, необходимо обозначить основные негативные жизненные ситуации, с которыми детям в той или иной мере приходиться сталкиваться. Одной из важнейших причин нарушения душевного равновесия у детей являются напряженные отношения с родителями. Семья влияет на развитие ребенка и характерных для него способов поведения. Психику во многом определяет окружение, а семья для ребенка является той средой обитания, в которой он развивается. И для ребенка различные конфликты, которые нарушают благополучие отношений в семье, являются для ребенка сильным стрессом. Наиболее частыми причинами возникновения таких конфликтов, являются безразличное, холодное отношение родителей к ребенку, несправедливые наказания, завышенные требования, негативное, враждебное отношение. Болезни и смерть близких людей также вызывают сильные переживания у детей. В такие моменты ребенок теряет надежду на благополучное будущее. У детей младшего школьного возраста увеличивается страх перед смертью близких людей. Повышенная эмоциональная чувствительность или неправильное воспитание оказывают влияние на беспокойство ребенка о возможном прекращении жизни. В свою очередь, такое беспокойство может в последствии реализоваться в тяжелых и интенсивных переживаниях. Психические нарушения, личностные отклонения или инвалидность одного из членов семьи представляют для ребенка потенциальный риск психосоматического расстройства. Указанные факторы могут лишать ребенка покоя, чувства уверенности. Из-за идентификации с родителями ребенок может переживать тревогу и страхи. [4]. Школа также может создавать для детей психологические трудности, так как является той социальной средой, в которой они находятся в течение значительной части времени. Главная деятельность младших школьников — учение. Оценки детей младшего школьного возраста могут выступать как обобщенная оценка личности ребенка. Из-за плохих оценок у детей формируется чувство вины, стыда, тревожность, неуверенность в себе, боязнь ситуации соревнования. Также к школьным стрессовым ситуациям можно добавить отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах и угрозах. Серьезным испытанием для ребенка может стать физическая травма или опасная для жизни ситуация. Болезнь заставляет страдать, ставит в зависимость от окружающих, ограничивает свободу. Тяжело дети переносят болезнь и смерть любимого домашнего животного. Животные — это защита детей, и реальная, и психологическая [6]. Домашний любимец скрасит одиночество, ему можно доверить тайны, поиграть с ним. Потеря такого друга — встреча со смертью, опыт переживания горя от невосполнимой потери. Это не далеко не все причины нарушения душевного равновесия у детей. Но если возможные причины обобщить, то можно выделить более глобальные макроситуации. Это ситуации «потери» (вещи, человека, чувства защищенности и самоуважения) и ситуации «угрозы» (нападения, наказания, утраты [6]. Необходимо рассмотреть стратегии, с помощью которых дети справляются с данными трудностями. Защитное поведение может проявляться в поведенческой, эмоциональной и познавательной сферах функционирования личности. Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности. Возможно переключение на другую деятельность. Дети могут переключаться на поиск поддержки, понимания и содействия. Также дети могут принимать участие в разрешении ситуации — помириться, исправить плохую оценку. Возможен и выход из поля травмирующей ситуации. В таком случае дети ищут уединения, покоя. Стратегии эмоционального совладания дети используют чаще, чем взрослые. Такие стратегии можно наблюдать в виде различных неадекватных оценок ситуаций, которые могут проявляться в переживаниях раздражения, плача, злости, протеста или подчеркнутому оптимизму. В познавательной сфере осуществляются разные способы работы с информацией. Возможность применения познавательных стратегий базируется на хорошо развитом абстрактно- логическом и теоретическом мышлении, которое у детей только формируется. Поэтому они редко используют такой тип защиты. Выбор ребенком той или иной стратегии совладания зависит от его возраста, личностных особенностей, уровня интеллектуального развития. Половые и возрастные различия являются наследственно обусловленными и находят свое отражение в защитном поведении. Мальчиков отличает в большей степени склонность использовать стратегии разрядки внутреннего напряжения путем агрессивного поведения. У девочек больше выражена потребность в эмоциональной привязанности, поиск другого лица для решения проблем. В связи с развитием речевых и мыслительных функций дети к концу младшего школьного возраста способны чаще использовать интеллектуальные способы защиты. В то время как дети в начале периода обучения в младшей школе больше склонны использовать поведенческие и эмоциональные способы совладания [6]. Личность ребенка формируется под влиянием определенных сочетаний личностных свойств, опираясь на которые ребенок выстраивает свое защитное поведение. Здесь важна роль не только врожденных свойств темперамента, но и социально обусловленных факторов, таких как воспитание и обучение. Каждый тип личности определяет предпочтения в выборе тех или иных стратегий совладающего поведения, которые, в свою очередь, могут быть социально одобряемыми и социально не одобряемыми. Последние могут являться причиной социальной дезадаптации ребенка.
4 Методика исследования копинг-стратегий
В 2009-2011 гг. на базе государственных общеобразовательных школ проводилось исследование стрессоустойчивости детей младшего школьного возраста. Среди изучаемых факторов внимание уделялось и копинг-поведению детей. Психологические стрессоры активизируют не только механизмы психологической защиты личности, но и поведение человека, направленное на преодоление стрессовых негативных ситуаций. Такое совладающее поведение свойственно не только взрослому человеку, но и младшему школьнику. Информация о копинг-стратегиях младших школьников наиболее подробно представлена в монографии И. М. Никольской и Р. М. Грановской «Психологическая защита у детей» [6]. Для выявления копинг-стратегий детей авторы упростили опросник копинг-стратегий детей школьного возраста, адаптированный Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским. Изначально методика была разработана Д. Амирханом для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Д. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных копинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил три группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания. Методика была адаптирована для проведения исследования на русском языке Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским. И. М. Никольская и Р. М. Грановская в варианте опросника для младших школьников выделили 26 стратегий, которые дети восьми- двенадцати лет используют, когда в их жизни происходят неприятные события, вызывающие напряжение и беспокойство. Среди предлагаемых стратегий ребенку предлагается выбрать сначала те, которые он использует в сложных и неприятных ситуациях, затем отметить те, которые, по его мнению, действительно помогают ему преодолеть трудности. Авторами был использован корреляционный анализ для понимания того, насколько приведенные в опроснике стратегии действий и реакций соотносятся друг с другом [6]. Детские стратегии были разделены на три основные группы. Стратегии первой группы — единичные. Их назначение — защита от опасности, идущей как от окружающего мира, так и от внутреннего — гнева, тревоги, стыда. Ко второй группе были отнесены стратегии, которые использовались в сочетании с какой- либо другой стратегией. Такие диады представляют собой стратегии аффективного отреагирования. Третья группа представлена стратегиями, которые имеют несколько умеренно выраженных связей с другими стратегиями. Эти комплексы подразумевают разнообразные детские занятия: игры, общение. Такие отвлекающие занятия предполагают не только затрату сил, но и последующее их восстановление.
5 Результаты исследования и их обсуждение
Далее представлены результаты проведения данного опросника среди учеников 4 классов. В исследовании приняли участие 52 ребенка: 27 мальчиков и 25 девочек. Стратегиями, которые дети наиболее часто используют для снятия напряжения и беспокойства оказались: «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» (69%), «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (69%), «смотрю телевизор, слушаю музыку» (63%), «стараюсь забыть» (63%). Копинг-стратегия «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» означает, что детям в трудной ситуации важно ощущать, что те близкие люди или домашние любимцы, к которым дети привязаны, находятся рядом и могут обеспечить детям чувство комфорта, безопасности и поддержки. Стратегия «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» означает, что дети в негативных ситуациях стремятся не только к физическому расслаблению, но и к ограничению сенсорной информации для психического успокоения. Также для снятия напряжения дети могут использовать развлечения как способ отвлечься от проблем. Как отмечено выше, чаще остальных подобных занятий дети смотрят телевизор или слушают музыку. Бывает так, что веселая музыка может на время отвлечь ребенка от проблемы, снизив остроту восприятия негативной ситуации. Всего 3% детей в данной группе отметили, что в сложных ситуациях они «кусают ногти», что является показателем интрапунитивной реакции, то есть аффективным отреагированием с агрессией, направленной на себя. 4% учащихся выбрали отметили стратегию «дразню кого-нибудь». То есть в данном случае имеет место быть проявление агрессии, направленной уже на других людей. Также можно отметить небольшой процент обследуемых детей, которые выделили следующие реакции на негативные ситуации: «бью, ломаю, швыряю вещи» (9%) и «воплю, кричу» (8%). Здесь можно говорить о выражении активного протеста. Естественно, в некоторых случаях такое поведение помогает разрядиться, но в то же время оно является и социально неодобряемым. Данное обстоятельство могло повлиять на тот факт, что всего 9% и 8% детей соответственно отметили указанные стратегии. По результатам проведения второй части опросника, где детям нужно было отметить наиболее эффективные стратегии преодоления, можно сделать следующие выводы. Во- первых, нельзя выделить высокие проценты выбора той или иной стратегии как наиболее эффективной, как это можно было сделать по результатам проведения первой части опросника. Максимальные цифры в данном случае- от 50% до 58%. Исключение составляет стратегия «стараюсь забыть», набравшая 61%. Во- вторых, анализ результатов по двум частям опросника дал возможность разделить выбранные стратегии на две группы. К первой относятся те стратегии, которые дети отмечали как эффективные независимо от того, выбирали ли они их в первой части. Ко второй группе относятся стратегии, которые дети отметили еще и в первой части опросника. То есть это стратегии, являющиеся наиболее частой реакцией детей на негативные ситуации и одновременно эффективным способом их преодоления. К первой группе относятся такие стратегии как: «остаюсь сам по себе, один» (50%) и «мечтаю, представляю себе что-нибудь» (52%). Оставаясь в одиночестве, ребенок погружается в свой внутренний мир. Время, проведенное наедине с самим собой, дает возможность внутреннего отреагирования на различные неприятности. Вторая стратегия основана на развитом воображении младших школьников, которое может иметь терапевтический эффект. Подсознательной основой данной стратегии является замещение, благодаря которой у ребенка может снизиться уровень беспокойства и напряженности. Во второй группе выделяются следующие стратегии: «стараюсь забыть» (61%), «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» (50%), «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (58%), «смотрю телевизор, слушаю музыку» 52%. Основой для стратегии «стараюсь забыть» являются механизмы подавления или вытеснения, которые дают возможность просто забыть неприятную ситуацию. То есть для детей, использующих данную стратегию, характерно стремление вытеснить травмирующую ситуацию из сознания. Как уже указывалось выше, стратегия «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» дает возможность ребенку отреагировать на трудные ситуации через отношения привязанности. Детям важен телесный и эмоциональный контакт, благодаря ему они могут ощутить одновременно поддержку и защиту со стороны близких. Благодаря стратегии «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» дети могут снизить напряжение не только, как отмечено выше, в результате уменьшения поступающей информации, но и после каких-либо занятий, которые связаны с физической нагрузкой. Также стратегией преодоления трудностей является «смотрю телевизор, слушаю музыку». Музыка и телепередачи являются отвлекающим фактором. Так, например, переключаясь на героев мультфильмов, сопереживая им, дети могут пережить состояние внутренней эмоциональной разрядки. Сравнивая себя с героями, переживая различные чувства, ребенок может изменить отношение к своей проблеме, что является важным этапом в становлении стратегий совладания с неприятными ситуациями.
Заключение
Психологическая защита и стратегии совладания со стрессами взрослого человека представляют собой результат развития человека с самого рождения. Интересным для исследования является и младший школьный возраст. В этом возрасте дети уже способны замечать особенности своего защитного поведения. Естественно, возможность применять интеллектуальные стратегии у ребенка невелика. Дети больше используют эмоциональные способы борьбы со стрессами, так как эмоциональность- наиболее характерная черта ребенка. Дети очень живо откликаются на все изменения в их окружении. Эти переживания могут носить как позитивный, так и негативный характер, что, в свою очередь, активизирует работу защитных механизмов и копинг-стратегий. Одним из главных факторов, влияющих на становление психологической защиты и формирование копинг-стратегий, является семья, отношения в которой во многом определяют стиль защиты. Также для младших школьников значимы и отношения со своими сверстниками и учителями. Поэтому важным для гармоничного развития ребенка является создание таких условий, когда ребенок сможет осознавать неэффективность некоторых форм защиты и формировать адекватное поведение по преодолению стрессовых ситуаций, которые в той или иной мере будет иметь место в его жизни. В дальнейшем это поможет человеку гармонично развиваться и лучше адаптироваться в окружающем мире.
Литература
|