Шилова Т.А., Пономарева Е.А., К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Журнал » 2012 №6 : Шилова Т.А., Пономарева Е.А., К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ |
Просмотров: 5490 К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Шилова Т.А., Пономарева Е.А., МГПУ, Москва Григорьева А.А. ЯГПУ, Ярославль
В статье представлены исследования психологических особенностей взаимосвязи экзистенциальной мотивации и профессиональной самореализации педагогов. Рассмотрена идея природы возникновения экзистенциальной мотивации и показателей профессиональной самореализации, а также приведены результаты эмпирического исследования и их подтверждение. Показана роль четырех этапов экзистенциальной мотивации в осуществлении профессиональной самореализации. Ключевые слова: экзистенциальная мотивация, профессиональная самореализация педагогов.
TO THE RESEARCH OF INTERRELATION OF STAGES OF EXISTENTIAL MOTIVATION WITH INDICATORS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF TEACHERS
Shylova T.A., Ponomareva E.A., MCTTU, Moscow Grigorieva A.A. YSPU, Yaroslavl
In this article the researches of psychological features of interrelation of existential motivation and professional self-realization of teachers are presented. The idea of the nature of emergence of existential motivation and indicators of professional self-realization is considered, and also the results of empirical research and their confirmation are given. The role of four stages of existential motivation in an implementation of professional self-realization is shown. Key words: existential motivation, professional self-realization of teachers.
Введение
Особенностью современной жизни являются высокие требования к экзистенциальной наполненности личности педагогов в процессе профессиональной деятельности через самореализацию. Развитие экзистенциальной мотивации существенным образом сказывается на профессиональной самореализации. Особенно благоприятно наличие экзистенциальной мотивации, приводящей к усилению профессиональной самореализации. При этом могут возникать способности восприятия поля своих возможностей при отделении себя от другого как самодистанцирование при необходимости отодвигать свои желания, представления и чувства, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции. Целью данной статьи являлось рассмотрение психологических особенностей взаимосвязи этапов экзистенциальной наполненности с показателями профессиональной самореализации педагогов.
1 Современные модели психологических особенностей экзистециальной мотивации и профессиональной самореализации
Современные модели психологических особенностей экзистециальной мотивации и профессиональной самореализации включают профессиональное становление личности, которое постоянно находится в фокусе научного внимания. При этом для обоснования характеристик этих процессов ведущее место принадлежит концепции дуального подхода. Так, по мнению Е.С. Романовой, «психологический анализ деятельности в технологическом отношении содержит два самостоятельных направления: исследование психологических методов практической работы, как профессиональных средств диагностики, фиксации и изменения психологических характеристик человека; изучение способов создания отбора организации методов «материала психологического воздействия» в зависимости от задачи, решаемой в реальной жизни» [5 , с.44]. Важный вклад в разработку проблемы мотивации внесли В. Г. Асеев [1], А.Маслоу [3], Э.Торндайк [11], У. Мак-Даугалл [2], З. Фрейд [8], Х. Хекхаузен [9], Б.Н.Рыжов [6]. Так, Б.Н.Рыжов подчеркивает отличительную черту явления мотивации, наличие теоретических критериев, вытекающих из соображения системологического анализа мотивации и ее самореализации. [6, с. 29] Проблема самореализации имеет свою историю развития. В 60-е года она активно разрабатывалась за рубежом в рамках гуманистической психологии, однако в России проблемы самореализация не существовало, она игнорировалась, существовали обязательные, канонизированные формы самореализации личности, в основе которых лежала система идеалов и ценностей, дающая ответы на все духовные и мировоззренческие вопросы. Самореализация личности связана с системой жизненных смыслов и их воплощения как системы ценностей. Для описания качества жизни человека В. Франкл использует понятие «экзистенциальная исполненность», через которое раскрывается осмысленность жизни человеком. Следовательно, профессиональная самореализация возможна при оптимальном балансе на предыдущих уровнях экзистенциальной исполненности и саморегуляции психических состояний личности [7].
2 Методы и методики исследования
Эмпирические – экспертиза образовательной среды (Мясищев В.Н., 1960; Ломов Б.Ф., 1984; Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1994); методика векторного моделирования образовательной среды; методика исследования психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева) комплексная и поэтапная диагностики педагогов: самоактуализационный тест Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза; методика «психологический портрет учителя» З. Резапкиной, Г. Резапкиной; тест «Шкала экзистенции»; тест «Исследование экзистенциальной мотивации». Статистические методы обработки результатов. Исследование проводилось на выборке 50 человек. Все – педагоги дополнительного образования со стажем работы не менее 5 лет. В ходе исследования была выявлена значимая статистическая взаимосвязь между шкалами опросников «Тест по экзистенциальной мотивации», «Шкала экзистенции» а также опросниками «Психологический портрет учителя», «Психологическая безопасность образовательной среды», «Методика векторного моделирования», шкалами «самоактуализационного теста».
3 Результаты исследования
Тест «Шкала экзистенции» построен в соответствии вслед за концепцией В.Франкла и состоит из четырех последовательных шагов. Самодистанцирование. Данная шкала измеряет способность человека отойти на дистанцию по отношению к самому себе. Человек, обладающий способностью к самодистанцированию, может отодвинуть при необходимости свои желания, представления и чувства, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции. Отделить себя от другого – это, прежде всего, создать некоторую дистанцию с учениками, создать свое внутренне пространство для деятельности. Данный факт подтверждает отрицательная значимая корреляция между шкалой самодистанцирования и «шкалой направленность на учащихся» в педагогической деятельности (r=-0,749). Таким образом, на первом этапе для педагога важно не безусловное принятие учащихся, а способность дистанцироваться от них. Контактность педагога, уровень его взаимодействия с учащимися находится в обратной взаимосвязи со способностью к самодистанцированием (r=-0,650). Самотрансценденция – эмоциональное соотнесение с имеющимися возможностями, резонанс с ценностями. Благодаря этой способности устанавливается возможность обнаруживать и проживать личностные ценности. Когнитивная дистанция освобождает человека для эмоционального соотнесения с миром. Такое соотнесение становится возможным только при положительном психоэмоциональном состоянии (r=-0,623). Эмоционально соотнестись со своей профессиональной деятельностью, с образовательной средой возможно только при эмоциональной стабильности, предсказуемости, высокой работоспособности педагога. Это его самообладание в критических ситуациях. Наряду со способностью к самотрансценденции стоят высокие показатели по шкале «Поддержки» САТ - степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (“внутренняя-внешняя поддержка”) (r=0,737) . Шкала «Поддержки» - является основной для определения уровня самоактуализации личности. Положительную статистически значимую взаимосвязь с этой шкалой также имеют другие шкалы экзистенции: свобода (r=0,684), ответственность (r=0,726). Шкала Самотрансцендении также имеет положительную статистически значимую связь при (p<0,01) со шкалами САТ: самопринятие (r=0,670), шкала познавательных потребностей (0,722), шкала креативности (0,756). Самотрансценденция позволяет педагогу принять себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним, увеличивает стремление к повышению профессиональных знаний, а также способствует творческому самовыражению в профессии. Свобода – способность оставлять все остальные варианты ради одного. Это способность педагога найти наиболее соответствующую ситуации возможность и решение. Шкала свободы имеет положительную статистически значимую взаимосвязь со шкалой «поддержки» САТ (r=0,684). Ответственность – это шаг осуществления и действия. В выборке педагогов данная шкала имеет отрицательную статистически значимую взаимосвязь со шкалой благоприятного психоэмоционального состояния. (r=-0,576). То, есть профессиональная деятельность в соответствии с принятым решением сопряжена со снижением психоэмоционального состояния. Ответственность оказывается обратной стороной таких профессиональных сталей педагогической деятельности как демократический и либеральный. Важно отметить, что при либеральном стиле, где педагог передает инициативу ученикам, и уходит от собственных решений – сопряжен с повышением ответственности. На это указывает положительная значимая статистическая взаимосвязь (r=0,613).
Выводы
1. Самореализация педагога взаимосвязана с его экзистенциальной исполненностью через самодистанцирование, самотрансценденцию, свободу профессиональной самореализации; ответственность осуществления и действия при благоприятном психоэмоциональном состоянии. 2. Выявлены факторы, влияющие на экзистенциальную исполненность педагога: тип образовательной среды, психоэмоциональное состояние, локус контроля, тип педагогической деятельности.
Литература
|