Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект)

Журнал » 2012 №6 : ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект)
    Просмотров: 5742

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект)

 

УЧИТЕЛЬ[1]

 

Направление профессиональной деятельности:  Специалист в области образования

Область профессиональной деятельности:  80.2. Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование

Вид экономической деятельности:   80.21. Основное общее, среднее (полное) общее  образование

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1.1. Область применения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям  труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

Профессиональный стандарт предназначен для:

-  проведения оценки квалификации и сертификации  работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

- формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

- решения широкого круга задач в области  управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора  и  аттестации персонала, планирования карьеры);

- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).

 1.2. Термины, определения и используемые сокращения

     В настоящем профессиональном стандарте используются следующие термины и их определения:

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и  предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;

вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой  для данного вида трудовой деятельности;

квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности,  нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;

квалификация – 1) готовность работника к  качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;

 2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта)

компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

национальная рамка квалификаций – организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровнях, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании; 

сертификат  – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения), продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки;

трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

 

В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:

ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»;

ЕКСД – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»;

КСД – «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

ОКВЭД – «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок 029-2001»;

ОКЗ – «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 (ОКЗ)»;

НАРК – Национальное агентство развития квалификаций;

ОКСО – «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»;

ИТ – информационные технологии;

ИС – информационная система.

 

    2. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

Направление профессиональной деятельности:

Специалист  в области образования

Область профессиональной деятельности:

80.2. Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование

Вид экономической деятельности:

80.21. Основное общее, среднее (полное) общее  образование

Основная цель области профессиональной деятельности:

    Обучение различным предметам по программам основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.  Разработка, изменение и выполнение учебных программ по различным предметам; проведение уроков и практических занятий по одному или нескольким предметам с целью образовательной или профессиональной подготовки, включая частные занятия; использование разнообразных форм, приемов и методов обучения; участие в организации учебных процессов; составление отчетов и другой документации, связанной с их педагогической работой.

    

Таблица 1

Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням и их связь с действующими нормативными документами

 

Квалификационный уровень

Вид трудовой деятельности

Рекомендуемые наименования должностей

В соответствии с Национальной рамкой квалификаций

В соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций

Шестой

Базовая квалификационная категория

 

Планирование и осуществление учебного процесса по конкретному предмету  в соответствии с образовательной программой основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных школах с опорой на знания, полученные в вузе. Воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей.

Базовая квалификационная категория должности

«Учитель»,

«Учитель начальных классов»,

«Учитель-предметник».

Седьмой

 

Первая квалификационная категория

Развитие своей профессиональной квалификации в направлении развития своих компетенций  на основе:  обучения по программам  дополнительного образования; использования  в своей педагогической практике последних  достижений в области педагогической и психологической наук; активного участия в инновационной  педагогической деятельности.

 Демонстрация  высокой эффективности своей образовательной и воспитательной деятельности.  

Первая квалификационная категория  должности «Учитель», «Учитель начальных классов»,

«Учитель-предметник»,

Завуч,

Методист.

Восьмой

 

Высшая  квалификационная категория

 

Реализация педагогического  и воспитательного процесса в школе на основе, получившей  общественное признание,   собственной инновационной программы  обучения и воспитания учащихся, базирующейся на высоком, признанном профессионализме  и высокой результативности педагогической деятельности. Роль наставника или мастера.

В целом по итогам своей педагогической деятельности имеет высокий процент учащихся, достигших высоких результатов в своем личностном, профессиональном и социальном развитии.

 

Высшая 

квалификационная категория  должности «Учитель», «Учитель начальных классов»,

«Учитель-предметник»,

«Завуч»,

«Директор»,

«Методист».

 

   3. КАРТОЧКИ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 3.1. Карточка вида трудовой деятельности - базовая квалификационная категория

 

Таблица 2

Квалификационный уровень

В соответствии с Национальной рамкой

квалификаций

В соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций

Шестой

Базовая квалификационная категория

 

 

Таблица 3

Название  должности:  Учитель (по предмету)

 

Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности.

 

Планирование и осуществление учебного процесса по конкретному предмету  в соответствии с образовательной программой основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных школах с опорой на знания, полученные в вузе. Воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей

Возможные места работы

Государственные и частные общеобразовательные школы

Колледжи

Гимназии

Условия труда

 

Постоянный график работы; возможен ненормированный рабочий день; возможна работа в выходные и праздничные дни, сверхурочная работа

Требования к профессиональному образованию и обучению работника

 

— Высшее профессиональное образование – квалификация: «Учитель (по предмету)», Бакалавр естественно-научного образования,  Бакалавр физико-математического образования, Бакалавр филологического образования,  Бакалавр социально-экономического образования,   Бакалавр технологического образования,  Бакалавр художественного образования   (по  направлению подготовки  050100 -50500  в соответствии с ОКСО 009-2003 )

— Повышение квалификации по программам дополнительного образования

Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию

нет

Требования к практическому опыту работы

нет

Особые условия допуска к работе

нет

 

 

Таблица 4

 Перечень единиц профессионального стандарта

 

Шифр

Наименование единицы профессионального стандарта

6А_У_1

Планировать и осуществлять учебный процесс по конкретному предмету в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. 

6А_У_2

Обеспечивать учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей

6А_У_3

Организовывать внеучебную деятельность обучающихся.

6А_У_4

Обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

6А_У_5

Использовать информационно-коммуникативные технологии в своей обучающей и воспитывающей деятельности

6А_У_6

Взаимодействовать с коллегами, родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными).

6А_У_7

Соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся

6А_У_8

Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса

6А_У_9

Развивать свои профессиональные  качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности.

6А_У_10

Организовывать и вести культурно-просветительскую деятельность с  различными категориями населения

 

3.2. Карточка вида трудовой деятельности - первая квалификационная категория

 

Таблица 5

Квалификационный уровень:

 

В соответствии с Национальной рамкой квалификаций

В соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций

Седьмой

Первая квалификационная категория

 

Таблица 6

Возможные наименования должностей: Учитель;  Завуч; Методист

 

Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности.

 

Развитие своей профессиональной квалификации в направлении развития своих компетенций  на основе:  обучения по программам  дополнительного образования; использования  в своей педагогической практике последних  достижений в области педагогической и психологической наук; активного участия в инновационной  педагогической деятельности.

Демонстрация  высокой эффективности своей образовательной и воспитательной деятельности 

Возможные места работы

Государственные и частные общеобразовательные школы

Колледжи

Гимназии

Условия труда

 

постоянный график работы; возможен ненормированный рабочий день; возможна работа в выходные и праздничные дни, сверхурочная работа

Требования к профессиональному образованию и обучению работника

 

— Высшее профессиональное образование – квалификация: «Учитель (по предмету)», Магистр естественно-научного образования, Магистр физико-математического образования, Магистр филологического образования,  Магистр социально-экономического образования,   Магистр технологического образования,  Магистр художественного образования   (по  направлению подготовки  050100 -50500  в соответствии с ОКСО 009-2003).

 —Повышение квалификации по программам дополнительного образования.

Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию

Да, сертификат, подтверждающий  базовую квалификационную категорию.

Требования к практическому опыту работы

Не менее 5 лет на предыдущем квалификационном уровне

Особые условия допуска к работе

нет

 

 

Таблица 7

Перечень единиц профессионального стандарта

 

Шифр

Наименование единицы профессионального стандарта

7А_У_1

Планировать и осуществлять учебный процесс по конкретному предмету в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. 

7А_У_2

Обеспечивать учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей

7А_У_3

Организовывать внеучебную деятельность обучающихся.

7А_У_4

Обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

7А_У_5

Широко использовать информационно-коммуникативные технологии в своей обучающей и воспитывающей деятельности

7А_У_6

Взаимодействовать с коллегами, родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными).

7А_У_7

Соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся

7А_У_8

Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса

7А_У_9

Развивать свои профессиональные качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности.

7А_У_10

Вести инновационную работу по совершенствованию образовательного процесса и форм методической работы в образовательном учреждении.

7А_У_11

Планировать и осуществлять методическую деятельность в образовательном процессе

7А_У_12

Принимать активное участие в научных проектах, семинарах, круглых столах, конференциях (публикация  статей, научных и научно-методических трудов)

7А_У_13

Организовывать и вести культурно-просветительскую деятельность с  различными категориями населения

 

3.3. Карточка вида трудовой деятельности -  высшая  квалификационная категория

 

Таблица 8

Квалификационный уровень:

 

В соответствии с Национальной рамкой квалификаций

В соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций

Восьмой

Высшая  квалификационная категория

 

Таблица 9

Возможные наименования должностей: Учитель, Завуч, Методист, Директор

 

Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности.

 

Реализация педагогического  и воспитательного процесса в школе на основе, получившей  общественное признание,   собственной инновационной программы  обучения и воспитания учащихся, базирующейся на высоком, признанном профессионализме  и высокой результативности педагогической деятельности. Роль наставника или мастера .В целом по итогам своей педагогической деятельности имеет высокий процент учащихся, достигших высоких результатов в своем личностном, профессиональном и социальном развитии.

Имеет почетные звания

Возможные места работы

Государственные и частные общеобразовательные школы

Колледжи

Гимназии

Органы управления образованием

Условия труда

 

постоянный график работы; возможен ненормированный рабочий день; возможна работа в выходные и праздничные дни, сверхурочная работа

Требования к профессиональному образованию и обучению работника

 

— Высшее профессиональное образование – квалификация: «Учитель (по предмету)», Магистр естественно-научного образования, Магистр физико-математического образования, Магистр филологического образования,  Магистр социально-экономического образования,   Магистр технологического образования,  Магистр художественного образования   (по  направлению подготовки  050100 -50500  в соответствии с ОКСО 009-2003).

— Повышение квалификации по программам дополнительного образования.

— Ученая степень кандидата наук  (доктора наук).

 

Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию

 

Да, сертификат, подтверждающий  первую квалификационную категорию.

Требования к практическому опыту работы

 

Не менее 5 лет на предыдущем квалификационном уровне

Особые условия допуска к работе

нет

 

 

 

Таблица 10                                                                                                                                               

 Перечень единиц профессионального стандарта

Шифр

Наименование единицы профессионального стандарта

8А_У_1 Планировать и осуществлять учебный процесс по конкретному предмету в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. 
8А_У_2 Обеспечивать учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей
8А_У_3 Организовывать внеучебную деятельность обучающихся.
8А_У_4 Обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
8А_У_5 Широко использовать информационно-коммуникативные технологии в своей обучающей и воспитывающей деятельности
8А_У_6 Взаимодействовать с коллегами, родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными).
8А_У_7 Соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся
8А_У_8 Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса
8А_У_9 Развивать свои профессиональные качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности.
8А_У_10 Вести инновационную работу по совершенствованию образовательного процесса и форм методической работы в образовательном учреждении.
8А_У_11 Планировать и осуществлять методическую деятельность в образовательном процессе
8А_У_12 Принимать активное участие в научных проектах, семинарах, круглых столах, конференциях (публикация  статей, научных и научно-методических трудов)
8А_У_13 Организовывать и вести культурно-просветительскую деятельность с  различными категориями населения
8А_У_14 Передавать свой опыт педагогической деятельности коллегам, молодым педагогам; вести наставническую деятельность в педагогической области деятельности
8А_У_15 Планировать и осуществлять проектную деятельность в образовательном процессе
8А_У_16 Планировать и осуществлять управленческую деятельность в образовательном процессе

4. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

4.1. Квалификационный уровень: ШЕСТОЙ (по НРК),  Базовая квалификационная категория (по ОРК)

Единица 6А_У_1. Планировать и осуществлять учебный процесс по конкретному предмету в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения

 

Основные профессиональные  действия

1) Разрабатывает рабочую программу по предмету с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность. 

2) Использует  современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3) Организует обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

4) Использует возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

5)   Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.

6)   Обеспечивает соответствие применяемых методов целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.

7)   Владеет современными методами преподавания.

8)   Обоснованно использует на уроках современные информационно- коммуникативные технологии.

9) Проводит сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявляет их достоинства и недостатки.

10)  Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету.

11)  Соотносит результаты обучения с поставленными целями.

12)   Вовлекает обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.

 

Необходимые знания

1) Основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ.

2)Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования.

3) Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.

4) Особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

5)Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса,  особенности современного этапа развития образования в мире.

6)  Содержание  преподаваемого предмета.

7)  Способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.

 

Необходимые умения

1) Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

2) Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

3)   Владеет основами речевой профессиональной культуры.

4)   Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

5)   Владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения.

6)   Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

7)   Выбирает и реализовывает типовые образовательные программы.

8)   Разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.

9)   Принимает решения в разных педагогических ситуациях

10)  Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.

11)  Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.

12)   Может сформулировать критерии достижения целей урока.

13)  Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.

 

Единица 6А_У_2. Обеспечивать учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей

 Основные профессиональные  действия

1) Формирует  осознанный выбор и освоение образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

2) Изучает возможности, потребности, достижения обучающихся в области образования и проектирует на основе полученных результатов индивидуальные маршруты их обучения, воспитания, развития.

3) Поддерживает практику обращения учащихся к учителю за помощью, при  трудностях в решении той или иной задачи.

4) Смотрит на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.

5) Находит и ориентируется на сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося.

6) Анализирует причины поступков и поведения обучающихся.

7) Организовывает свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока.

8) Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.

9) Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.

 

Необходимые знания

1) Методология педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации).

2)  Теория и технология обучения и воспитания школьника, сопровождения субъектов педагогического процесса.

3) Закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды.

4) Способы психологического и педагогического изучения обучающихся.

5)  Знание основных разделов общей, возрастной и   педагогической психологии.

 

Необходимые умения

1) Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

2) Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

3) Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

4) Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

5)  Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.

6)  Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.

7)  Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.

8)  Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.

9)  Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.

10)  Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.

11)  Отмечает даже самый маленький успех обучающихся.

12)  Демонстрирует успехи обучающихся родителям.

13)  Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам.

14)  Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

15)  Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.

16)  Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.

17)  Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.

18)  Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке.

19) Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

20)  Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.

21)  Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности.

22) Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

23)  Умеет активизировать творческие возможности обучающихся.

24)  Демонстрирует практическое применение изучаемого материала.

25) Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий.

26) Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

27) Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.

 

Единица 6А_У_3 . Организовывать внеучебную деятельность обучающихся

 Основные трудовые действия

1) Создает  условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур

2) Формирует у учащихся гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе.

3) Популяризует профессиональную область знаний общества.

4)  Организует  самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.

5)  Организует культурное пространство;

6) Проводит  и организует участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня по изучаемым предметам и  т.д.

 

Необходимые знания

Знания основных разделов общей, возрастной и   педагогической психологии:  теории и технологии обучения и воспитания школьника, сопровождения субъектов педагогического процесса

 

Необходимые умения

1)  Организация сотрудничества обучающихся и воспитанников.

2)  Организация внеучебной деятельность обучающихся.

3)  Умение способствовать индивидуальному разностороннему раскрытию способностей учащегося (воспитанника).

4)  Развивать интерес у учащихся к различным видам деятельности.

5)  Умение организовывать свободное время учащихся (воспитанников).

6)  Умение организовать воспитывающую деятельность в рамках учебного процесса.

7)  Умение организовать коллективную деятельность учащихся.

8)  Умение формировать положительное отношение к базовым общественным ценностям.

9)  Способствовать приобретению учащимися опыта приобретение социального опыта.

10)  Умение сформировать самостоятельные общественные действия у учащихся.

11)  Умение создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.

12)  Умение регулировать внутри коллективные отношения школьников.

  Единица 6А_У_4. Обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов)

 

Основные трудовые действия

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

 

Необходимые знания

1)  Теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса.

2)  Сущность и структура образовательных процессов.

 

Необходимые умения

1)   Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.

2)   Анализировать уроки и внеклассные мероприятия.

3)   Оценивать действия школьников и свою работу.

4)   Использует методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

5) Проектирует образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

6)   Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки.

7)   Применяет различные методы оценивания обучающихся.

8)   Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

9)   Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.

10)  Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

 

Единица 6А_У_5. Широко использовать информационно-коммуникативные технологии в своей обучающей и воспитывающей деятельности

 

Основные трудовые действия

1) Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в обучающей и воспитывающей деятельности.

2) Организация оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах с помощью создания веб-интерфейсов, системы поиска и навигации, баз данных.

3) Передача знаний и накопленного технологического и социального учащимся (воспитанникам) посредствам внедрение ИКТ в образовательный процесс.

4)  Участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике.

5) Участие в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах.

 

Необходимые знания

1)  Базовые знания по предмету.

2)  Знание компьютерной техники (компьютер и периферия, интерактивная доска).

3)  Знание информационной культуры.

4)  Знание Интернет-сети.

5)  Знание Интернет-ресурсов.

6)  Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ.

 

Необходимые умения

1)   Составление и ведение электронного журнала, дневника, тетради.

2)   Владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office.

3)   использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности.

4)   Формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

5)   Использование при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров.

6)   Обеспечение использования коллекции ЦОР и ресурсов Интернет.

7)   Формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ.

8)   Разработка собственных проектов по использованию ИКТ.

9)   Совершенствование  организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

10)  Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.

11)  Активизация процесса обучения, привлечение учащихся к исследовательской деятельности.

12)  Обеспечение гибкости процесса обучения.

13)   Умение создавать учебные игровые ситуации.

14)   Автоматизация различных расчетов и иных рутинных операций.

 

4.1.6.  Единица 6А_У_6. Взаимодействовать с коллегами, родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными)

 Основные трудовые действия

1) Организовывает взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности.

2)  Бесконфликтно общается с различными субъектами педагогического процесса.

3)  Участвует в общественно-профессиональных дискуссиях.

4)  Использует в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов.

 

Необходимые знания

1)  Способы построения  межличностных отношений в группах разного возраста.

2)   Особенности социального партнерства в системе образования.

3)   Различные средства коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

 

Необходимые умения

1)  Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.

2) Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

3) Владеет способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

4) Владеет способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

5)  Управляет деятельностью помощников учителя и волонтёров, координировать деятельность социальных партнеров.

6) Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных.

 

 Единица 6А_У_7 Соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся

 

Основные трудовые действия

1) Реализация мероприятий, способствующих  социализации личности учащегося. 

2) Обсуждение с обучающимися актуальных событий современности

 

Необходимые знания

1)  Законодательные и правовые документы в области организации учебно-воспитательного процесса.

2)  Законодательные и нормативные документы по защите прав и свобод детей.

3)  Нормативная документация СанПина.

4)  Основные закономерности взаимодействия человека и общества.

5)  Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества.

6)  Основные механизмы социализации личности.

7)  Основные философские категории и проблемы человеческого бытия.

8)  Особенности современного экономического развития России и мира.

 

 Необходимые умения

1) Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

2)  Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

3)  Использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности.

4)  Анализирует мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

5)  Применяет экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности.

6)  Учитывает различные контексты  (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации.

7)  Учитывает в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся.

8)  Устанавливает отношения сотрудничества с обучающимися.

9)   Разрешает конфликты оптимальным способом.

10)  Насыщает общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами.

11)  Выстраивает отношения сотрудничества с коллегами.

12)  Проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

13)  Создает рабочую атмосферу на уроке, поддерживает дисциплину.

14)  Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

15)  Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.

16)  Регулировать внутри коллективные отношения школьников.


  Единица 6А_У_8. Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса

 

Основные трудовые действия

1)  Использует здоровьесберегающие технологии.

2) Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

3)  Осуществляет психолого-педагогическую поддержку и сопровождение школьников.

4)  Предупреждает девиантное поведение и правонарушения.

 

Необходимые знания

1) Законодательные и правовые документы в области организации учебно-воспитательного процесса.

2) Законодательные и нормативные документы по защите прав и свобод детей.

3) Нормативная документация СанПина.

 

Необходимые умения

1) Умение  организовать рабочую обстановку в ученическом коллективе.

2) Умение поддержать дисциплину учащихся на уроке и после него.

3)  Умение внедрять в структуру урока знания о ЗОЖ.

4)  Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

5) Способнсть понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,  соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной  тайны.

 

Единица 6А_У_9. Развивать свои профессиональные  качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности

 Основные трудовые действия

1) Педагог с высокими показателями по самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю (может работать эффективно без внешнего контроля и проверок), самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение.

2)  Владеет  навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.

3)  Владеет  различными способами вербальной и невербальной коммуникации.

4)  Владеет  навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

5)  Осуществляет профессиональное самообразование и личностный рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

 

Необходимые знания

Научные и практические подходы к  профессиональному самопознанию и саморазвитию

 

Необходимые умения

1)     Обладает:

-  способностью решать проблемы;

-  способностью принимать решения;

- способностью к критике и самокритике;

-  способностью работать в команде;

-  способностью к инициативе и предпринимательству;

-  способностью работать в междисциплинарной команде;

-  способностью взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;

-  способностью воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

-  пониманием культур и обычаев других стран;

-  способностью работать в международном контексте;

-  приверженностью этическим ценностям.

2)  Владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения.

3)  Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

4) Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

5) Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

6) Готов использовать методы физического саморазвития для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.

7)   Способен логически верно строить устную и письменную речь.

8)   Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

9)   Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

10)  Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

11)  Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение.

12)  Умеет декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

 

Единица 6А_У_10. Организовывать и вести культурно-просветительскую деятельность с  различными категориями населения

 Основные трудовые действия

1)  Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

2)  Изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

 

Необходимые знания

1)  Основы просветительской деятельности.

2)  Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования.

3)  Особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

 

Необходимые умения

1)  Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.

2) Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.

3) Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

 

 4.2. Квалификационный уровень: СЕДЬМОЙ (по НРК), Первая квалификационная категория (по ОРК)

Единицы 7А_У_1.  –  7А_У_9. повторяют таковые в базовой квалификационной категории

Единица 7А_У_10. Вести инновационную работу по совершенствованию образовательного процесса и форм методической работы в образовательном учреждении

 

Основные трудовые действия

1) Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2)  Осуществляет пропаганду важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны.

3) Совершенствует свои профессиональные знания и умения путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

4) Пользуется информацией различных профессиональных источников информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.

 

Необходимые знания

1) Закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды.

2)  Способы психологического и педагогического изучения обучающихся.

3)  Основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.

4)  Основные способы математической обработки информации.

5)  Основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.

6)  Системно анализировать и выбирать образовательные концепции.

7)   Методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации).

 

Необходимые умения

1)   Владеет комплексом понятий педагогической инноватики.

2)  Понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью.

3)   Знает основные подходы к развитию педагогических систем школы.

4)   Умеет изучать опыт учителей-новаторов.

5)   Умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения.

6)  Умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса.

7)   Умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств.

8)   Умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее.

9)   Умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.

10)  Умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы.

11)   Умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

12) Способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества.

13)  Умение свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.

14)   Использует теоретические знания для  генерации новых идей в области развития образования.

15)  Владеет способами проектной и инновационной деятельности в образовании.

16)   Применяет естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности.

17)  Использует современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации.

18)  Оценивает программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.

19)  Владеет основными методами математической обработки информации.

20)  Владеет навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

21) Владеет базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

22)   Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

23)  Владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников.

24)   Использует основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.

25)  Владеет технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.

 Единица 7А_У_11. Планировать и осуществлять методическую деятельность в образовательном процессе

  Основные трудовые действия

1)  Методическое обеспечение учебного и воспитывающего процессов.

2)  Участвует в методических объединениях педагогов.

3)  Осуществляет разработку методического инструментария учебной деятельности.

4)   Осуществляет контроль за методикой преподавания дисциплин по предметным областям.

 

Необходимые знания

Методологические и методические основы предметной области

 

Необходимые умения

1) Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов.

2)  Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области.

3)  Изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения.

4) Исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий.

5) Организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач.

6)  Использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов.

 

Единица 7А_У_12. Принимать активное участие в научных проектах, семинарах, круглых столах, конференциях (публикация  статей, научных и научно-методических трудов)

 

Основные трудовые действия

1)   Организация и проведение научно-исследовательской работы.

2)   Подготовка научных публикаций.

3)   Вовлечение учащихся в научно-поисковую работу.

 

Необходимые знания

1) Знания в области профильной науки

2) Знания в области педагогической науки

3) Знания в области психологической науки

 

Необходимые умения

1) Анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.

2) Проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий.

3) Использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач.

 

 Единица 7А_У_13. Организовывать и вести культурно-просветительскую деятельность с  различными категориями населения.

 

 

 4.3. Квалификационный уровень: ВОСЬМОЙ (по НРК), Высшая  квалификационная категория (по ОРК)

Единицы 8А_У_1.  –  8А_У_8. повторяют таковые в первой квалификационной категории

 4.3.9. Единица 8А_У_9. Развивать свои профессиональные качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности

 Основные трудовые действия

1) Педагог с высокими показателями по самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю (может работать эффективно без внешнего контроля и проверок), самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение.

2)  Владеет  навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.

3)  Владеет  различными способами вербальной и невербальной коммуникации.

4)  Владеет  навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

5) Осуществляет профессиональное самообразование и личностный рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

   

Необходимые знания

1)  Владеет научным и практическим опытом   систематического  профессионального самопознания и саморазвития.

2) Обладает опытом изложения содержания своего предмета на основе разных, используемых в педагогике методов, средств, форм обучения и воспитания.

3) Имеет успешный опыт разработки и апробации авторских  педагогических технологий  с акцентом на свой научный и профессиональный потенциал и индивидуальный личностный стиль педагогической деятельности.

4) Активно внедряет в практику образовательного учреждения разнообразные, в том числе исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания.

5) Имеет признание и пользуется заслуженным авторитетом  в педагогическом сообществе.

6) Данный педагог умеет достаточно быстро находить креативные решения, поддерживающие личность ученика даже в сложных не стандартных ситуациях. Последовательность и умение обосновать принимаемые решения позволяют педагогу добиться понимания со стороны учащихся и стимулируют последних к активному включению в процедуру принятия и реализации.

 

Необходимые умения

1)  Обладает:

-   высокой креативностью в решении профессиональных задач;

-   способностью решать проблемы;

-  способностью принимать решения;

-   способностью к критике и самокритике;

-  способностью работать в команде;

-  способностью к инициативе и предпринимательству;

-   межличностными навыками;

- способностью работать в междисциплинарной команде;

-  способностью взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;

- способностью воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

-  пониманием культур и обычаев других стран;

- способностью работать в международном контексте;

-  приверженностью этическим ценностям.

2)   Владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения.

3)  Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

4) Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

5) Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

6) Готов использовать методы физического саморазвития для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.

7)   Способен логически верно строить устную и письменную речь.

8) Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

9)   Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

10)  Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

11)  Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение.

12)  Умеет декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

4.3.10. Единица 8А_У_10. Вести инновационную работу по совершенствованию образовательного процесса и форм методической работы в образовательном учреждении

 Основные трудовые действия

1) Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2)  Осуществляет пропаганду важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны.

3) Совершенствует свои профессиональные знания и умения путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

4) Пользуется информацией различных профессиональных источников информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

 

Необходимые знания

1) Закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды.

2) Способы психологического и педагогического изучения обучающихся.

3)  Основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.

4)  Основные способы математической обработки информации.

5)  Основы современных технологий сбора, обработки и представления информации.

6)  Системно анализировать и выбирать образовательные концепции.

7)  Методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации).

 

Необходимые умения

1)  Владеет комплексом понятий педагогической инноватики.

2 Понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью.

3) Знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;

4) Умеет изучать опыт учителей-новаторов.

5) Умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения.

6) Умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса.

7)  Умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств.

8)  Умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее.

9)  Умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.

10)  Умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы.

11)  Умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

12) Способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества.

13)  Умение свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.

14)  Использует теоретические знания для  генерации новых идей в области развития образования.

15)  Владеет способами проектной и инновационной деятельности в образовании.

16)  Применяет естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности.

17) Использует современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации.

18) Оценивает программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач.

19)   Владеет основными методами математической обработки информации.

20)  Владеет навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

21) Владеет базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

22)  Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

23) Владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников.

24) Использует основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.

25) Владеет  технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.

 Единица 8А_У_11. Планировать и осуществлять методическую деятельность в образовательном процессе

 Основные трудовые действия

1)     Методическое обеспечение учебного и воспитывающего процессов.

2)     Участвует в методических объединениях педагогов.

3)     Осуществляет разработку методического инструментария учебной деятельности.

4)     Осуществляет контроль за методикой преподавания дисциплин по предметным областям.

 

Необходимые знания

Методологические и методические основы предметной области.

 

Необходимые умения

1) Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов.

2)  Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области.

3)  Изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения.

4)Исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий.

5) Организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач.

6) Использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов.

 

Единица 8А_У_12. Принимать активное участие в научных проектах, семинарах, круглых столах, конференциях (публикация  статей, научных и научно-методических трудов)

 

 

Основные трудовые действия

1) Организация и проведение научно-исследовательской работы

2) Подготовка научных публикаций

3) Вовлечение учащихся в научно-поисковую работу

 

Необходимые знания

1)  Знания в области профильной науки

2)  Знания в области педагогической науки

3)  Знания в области психологической науки

 

Необходимые умения

1) Анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.

2) Проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий.

3) Использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач.

 

Единица 8А_У_13. Организовывать и вести культурно-просветительскую деятельность с  различными категориями населения

 

Основные трудовые действия

1) Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

2)  Изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

 

Необходимые знания

1) Основы просветительской деятельности.

2) Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования.

3) Особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

 

Необходимые умения

1)   Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.

2) Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.

3)   Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

 Единица 8А_У_14. Передавать свой опыт педагогической деятельности коллегам, молодым педагогам; вести наставническую деятельность в педагогической области.

 Основные трудовые действия

1)  Осуществление наставнической деятельности.

2)   Организация методического объединения молодых педагогов.

3)   Курирование менее опытных педагогов.

 

Необходимые знания

1)  Основы просветительской деятельности.

2)   Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования.

3)    Особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

 

Необходимые умения

1)   Умение проводить методическую работу.

2)   Способность передавать опыт молодым педагогам.

3)   Умение выделять проблемные аспекты педагогической работы и находить эффективные пути их преодоления.

 

Единица 8А_У_15. Планировать и осуществлять проектную деятельность в образовательном процессе

 Основные трудовые действия

1)  Проектирование образовательных программ.

2)  Проектирование программ дисциплин.

3)  Проектирование внеурочной деятельности.

 

Необходимые знания

1) Законодательные и нормативные документы

2) Знание основ проектирования образовательной среды

 

Необходимые умения

1)  Проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса.

2)  Проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

3)  Проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.

 

Единица 8А_У_16. Планировать и осуществлять управленческую деятельность в образовательном процессе

 

Основные трудовые действия

1)   Управление учебным процессом, трудовыми коллективами.

2)   Организация взаимодействия с вышестоящими организациями.

3)   Решение трудовых споров.

4)   Организация, формирование повестки и проведение совещаний и семинаров.

 

Необходимые знания

1)   Закон Российской Федерации «Об образовании».

2)   Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

3)   Концепция федеральной целевой программы развития образования до 2020 года.

4)   Приоритетный национальный проект «Образование».

5)   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

6)   Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 «О проведении эксперимента по ведению профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

7)  Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования.

8)   Образовательные учреждения: организационно-правовые формы, виды.

9)  Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовое положение об образовательном учреждении. Локальные акты образовательного учреждения.

10) Общие требования к организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений образовательного учреждения и родителей обучающихся.

11) Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в образовательном учреждении. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

12)  Структура и содержание федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

13)   Конвенция о правах ребенка.

14)   Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся.

15) Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы.

16) Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.

17)  Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса.

18)  Инструктивно-методические рекомендации к учебному году.

 

Необходимые умения

1) Изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа.

2) Исследование, проектирование, организация и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

3) Организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач.

4)  Использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.

 


 

[1] Высшее профессиональное образование – квалификация «Учитель (по предмету)», Бакалавр естественно-научного образования,  Бакалавр физико-математического образования, Бакалавр филологического образования,  Бакалавр социально-экономического образования,   Бакалавр технологического образования,  Бакалавр художественного образования   (по  направлению подготовки  050100 -50500  в соответствии с ОКСО 009-2003)