Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Кабанов И. С. Свистунова Е. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал » 2012 №6 : Кабанов И. С. Свистунова Е. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Просмотров: 16758

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кабанов И. С.

Свистунова Е. В.

МГПУ, Москва

 

В данной статье обсуждается возможность использования Теста чернильных пятнен Роршаха для выявления особенностей становления психологических защит у детей дошкольного возраста в рамках системного подхода к диагностике. Особое внимание уделено перспективе изучения индивидуальной картины развития, как определяющего компонента манифестации и переструктурирования основных защитных механизмов личности (ЗМЛ). Дается представление о значении ЗМЛ для нормального развития ребенка, способного оказать прямое воздействие на формирование либо эффективных, либо дисгармоничных программ адаптации.

Ключевые слова: системный подход к диагностике, тест чернильных пятен Роршаха, защитные механизмы личности, дошкольное детство.

  

APPLYING OF RORSHAKH’S INK SPOTS TEST

FOR RESEARCHING OF DEFENCE MECHANISMS WITH PRESCHOOL AGE CHILDREN

 

Kabanov I. S.

Svistunova E. V.

MCTTU, Moscow

 

In the following article an opportunity of applying of Rorshakh’s ink spots test for discovering of preschool aged children's features of psychology defence moulding within the framework of systems approach to diagnosis is discussed. The main attention is devoted to the perspective of styduing of individual development as determinative component of manifestation and restructuring of the main personal defence mechanisms. An idea of meaning of personal defence mechanisms for normal children's development is given, which can provide straight influence of effective or disharmonious adaptation program forming.

Key words: systems approach to diagnosis, Rorshakh’s ink spots test, personal defence mechanisms, preschool childhood.

 

 

Введение

 

Согласно распространенному методологическому положению, исследование должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объединения полученных показателей в общую интегральную оценку. Особенно актуально применение системного подхода к диагностике защитных механизмов личности (ЗМЛ) в дошкольном возрасте. На сегодняшний день остро стоит вопрос поиска перспективных методических и эмпирических средств, позволяющих подойти к вопросу изучения защитных механизмов личности. Большое количество многомерных диагностических техник позволяют эффективно изучать характеристики познавательных процессов и умственного развития, но в то же время остаются малоэффективными в вопросе разрешения задач личностной диагностики.

В  статье основной акцент в вопросе изучения защитных механизмов  смещен в сторону дошкольного детства, что особенно значимо, поскольку именно этот период во многом определяет начало формирования нормальной и патологической (психотической) личности, а сам вопрос изучения защитных механизмов остается малоизученным.

  

Особенности психологических защит в дошкольном возрасте

 

Согласно общей биологической теории вопрос формирования защитных механизмов личности (ЗМЛ) естественным образом связан с неосознанными формами и способами постижения мира ребенком [4,5,6,11]. Манифестируя на ранних стадиях развития на базе врожденно-автономных реакций, каждый защитный автоматизм опирается на собственную и единственную психическую функцию, вследствие чего имеет индивидуальную картину развития, а также очаг локализации [10]. В случае возникновения психотравмирующей угрозы на аффективном уровне происходит актуализация конкретной когнитивной реакции: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения или эмоций.  Вследствие этого психотравмирующая информация подвергается переструктурированию, а негативное средовое воздействие остается неизменным. Информация может игнорироваться посредством изменения перцептивных структур, может искажаться  благодаря трансформациям внутри аналитико-синтезирующего блока, а может просто фальсифицироваться вследствие нетипичного смыслообразования [6,10,11].

Хотя  и не существует доказательств того, что у здорового человека ЗМЛ появляются в строгой последовательности, общепринято положение, согласно которому построение защитной системы происходит по мере взросления человека. Как отмечают современные исследования, защитные механизмы являются продуктами онтогенетического развития [6,9,12,13]. Хронологически первыми возникают перцептивные защиты, основанные на процессах восприятия, после чего на их основе манифестируют когнитивные и идентификационные защиты (защитные средства), характеризующиеся зрелыми интеллектуальными и личностными показателями. Таким образом, именно в дошкольном детстве происходит процесс интернализации, определяющий, потенциал какого  защитного механизма будет наиболее активно реализован относительно других защитных средств. При встрече ребенка со стрессовой ситуацией, способной вызвать реакцию беспокойства или серьезного дискомфорта, активизируется какой-то один из защитных механизмов, после чего он и становится основным инструментом редукции негативных переживаний. Однако в случае утрированного использования одного из ЗМЛ возникает эффект декомпенсации, когда ребенок продолжает действовать, исходя из привычных установок и стратегий, которые к настоящему времени уже утратили свою эффективность [4,5,8]. Именно на данном этапе дошкольного детства и становится необходимым проследить структурные и динамические  характеристики защитной организации личности для их эффективной коррекции и ранней психотерапевтической работы, направленной на разделение соподчиненных между собой когнитивных, аффективных и поведенческих параметров. Стоит также отметить, что в отличие от детей школьного возраста, способных к более сложным формам рефлексии, дошкольная возрастная группа характеризуется преобладанием более примитивных психических реакций, отличающихся своей слабой вербальностью, высокой образностью и  дологичностью, что делает их крайне трудными для эмпирических исследований.

Как было отмечено ранее, ЗМЛ являются когнитивными процессами, а значит, могут принимать различные формы проявления и выражаться через разнообразное содержание. Именно по этим причинам в рамках системного подхода к выбору диагностических средств был сделан акцент исключительно на тех методах, которые позволяли исследовать, в первую очередь, характеристики мыслительных процессов в беспрепятственной, открытой и не директивной форме.

 

2 Условия и методы исследования

 

Наиболее приближенным к перечисленным выше требованиям методом оказался Тест чернильных пятен Роршаха, способный представить валидную информацию о различных аспектах психической деятельности человека. Хотя сами по себе ЗМЛ в дошкольном возрасте нельзя констатировать напрямую, они могут быть выведены из преобразующих когнитивных процессов и анализа самих программ (модели) формирования ответа [10,11]. При проведении процедуры исследования ребенок находится в социальном взаимодействии с малоизвестным человеком, в силу чего оказывается в слабострессовой ситуации, вызывающей определенное беспокойство. Кроме того, потребность выполнить задание, составить устное описание или рассказ при предъявлении неоднозначного стимульного материала (графических карт Роршаха) вызывает чувство озабоченности и тревоги, что, в свою очередь, и активизирует использование ЗМЛ различной модальности и степени выраженности [3]. Таким образом, образуется парадигма, в которой специфика формирования ответа напрямую будет зависеть от работы той или иной защиты.

В исследовании приняли участие 60 человек, 34 мальчика и 26 девочек, в возрасте от 5 до 7 лет (средний возраст 6 лет). В качестве основного психодиагностического инструментария использовалась методика Тест чернильных пятен Роршаха [1].  Данная методика представляет собой наиболее полную разработку, позволяющую анализировать когнитивные механизмы формирования ответа испытуемого при предъявление стимульной картинки – графического пятна. Благодаря этому открывается возможность достаточно точно проследить глубоко скрытые характеристики различных сфер психической деятельности испытуемого.

Стимульные пятна Роршаха несут прямую нагрузку проекций их личной значимости для субъекта. Разнородные оттенки и цветовые схемы, фактурные и хроматические характеристики, сложноорганизованные образы создают нетипичную и проблемную среду как для распознавания и  классификации образов, так и для их вербализации. Любая проблемная ситуация бессознательно требует ее разрешения, поэтому реакция испытуемых на стимульный материал будет неосознанно детерминирована автономными программами, наиболее привычно редуцирующими стрессовые воздействия в естественной жизни [1,2,7]. Техника исследования методом Роршаха предполагает вербальную реакцию со стороны испытуемого на представленные ему поочередно 10 стандартных изображений, произведенных компанией "Verlag Hans Huber". Инструкция к методике Тест чернильных пятен Роршаха в стандартном варианте проста. Испытуемому объясняется суть исследования, согласно которому он должен рассказать, что он видит на картинке, после чего экспериментатором будут заданы дополнительные, уточняющие вопросы. Таким образом, при предъявлении первого стимульного изображения задается вопрос: "Что это может быть?" Все ответы, уточнения и комментарии испытуемого в ходе обследования дословно отмечаются в протоколе исследования, после чего, в случае получения валидного протокола, наступает процедура кодирования ответов и расчеты показателей.

Оценка результатов обследования состоит из последовательной интерпретации кластеров, в зависимости от их информативности. Наиболее значимые кластеры для исследования следующие ключевые шкалы: эффективности адаптации, структурирования информации, ее распознания и концептуализации, а также когнитивных и психологических особенностей. Кроме того, оцениваются дополнительные кластеры: степень суицидального риска, самовосприятие, контроль и толерантность к стрессу.

 

3  Результаты диагностики защитных механизмов личности

 на основе теста Роршаха

 

По данным проведенного исследования были получены результаты, которые свидетельствуют об отсутствии у детей признаков клинических расстройств, а также нарушений психической деятельности. Значения большинства шкал теста соответствовали диапазону нормативных значений, что характеризуется как гармоничный путь формирования личности. Ни у кого из детей, обследованных Тестом чернильных пятен Роршаха, не было выявлено: патопсихологических изменений мышления, характеристик шизофренического спектра, показателей, свидетельствующих о наличии акцентированных затруднений в сфере социального функционирования. Также были отмечены нормативные результаты значений индексов, свидетельствующих  об отсутствии состояний: навязчивости, чрезмерной саморефлексии, болезненной интроспекции, озабоченности негативными сторонами своего Я, чрезмерной вигильности и обессивности.

Отсутствие негативных показателей по данным шкалам значительно увеличивает надежность полученных результатов, так как данные конструкты оказывают чрезмерное воздействие на сферы когнитивного функционирования, особенно при встрече с новой и малознакомой информацией в необычной и стрессовой ситуации.

Исследование тестом Роршаха защитных механизмов личности обнаружило следующую структурно-функциональную специфику. У большинства детей (85%) отмечался невысокий уровень адаптивных способностей, то есть они не были способны активизировать внутренние ресурсы  для совладания со стрессом.  Попадая в стрессовые ситуации и испытывая негативные средовые воздействия, большинство детей использовали не осознанные копинг-программы, а активизировали исключительно бессознательные защитные реакции, основанные на различных формах психического отражения.

 

Перцептивные защитные механизмы

 

Большинство детей (68%) в случае попадания в стрессогенную среду демонстрировали выраженную тенденцию к реагированию на сенсорно-чувственном уровне. Происходило автономное обращение к простым архаическим операциям, когда сознание трансформирует информацию на уровне сенсорной перцепции, что, в свою очередь, стабилизирует внутреннее состояние посредством искажения смысла событий.

Две трети детей (68%)  в большей степени оказались предрасположены к рефлекторному реагированию посредством сокращения полей перцептивной активности. В процессе работы нервной системы им скорее были свойственны  простые  и чрезмерно экономичные формы структурирования информации. Также они оказались в большей степени предрасположены к фокусированию внимания на мелких и малозначительных деталях в процессе обработки новой информации. Данная модель позволяет избежать выраженных энергетических затрат, а также быстрее, но в то же время менее эффективно адаптироваться к средовым факторам. Дети данной группы тяготели к избеганию и игнорированию информации, не стремились к ее полноценной обработке. В фрустрирующей среде они были не склонны прикладывать значимые усилия для редукции конфликтов, а пользовались в основном наработанными автоматизмами и старались всячески минимизировать собственные усилия.

Проявление данной защитной структуры отражается и в поведенческом плане, в моделях принятия решений. Две трети испытуемых (68%) активно игнорируют условия внешней среды, что приводит к недооценке отдельных аспектов действительности и принятию поверхностных, импульсивных и необъективных решений. В то же время экономичностью характеризуются и стратегии распределения внимания. Как показало исследование, 70% выборки детей дошкольного возраста наиболее комфортно чувствуют себя в достаточно простых и рутинных условиях повседневной жизни, где не требуется глубокого анализа ситуации или высокого уровня обобщений. В ситуациях, требующих гибкости, творческого подхода, воображения или восприятия скрытых аспектов, данные индивиды испытывают дискомфорт, а эффективность их действий снижена. Опираясь на данные, полученные в результате исследования, мы можем отметить, что психическая активность данной группы детей в большей степени характеризуется простыми формами защитного реагирования, подверженного скорее дезорганизирующему эмоциональному влиянию, нежели активности  сложных мыслительных процессов.

 

Когнитивные защитные механизмы

 

Постепенное усложнение психической жизни и психической активности требует от нервной системы ребенка новых, более эффективных, приспособительных реакций, именно на этом этапе и происходит онтогенетическое становление когнитивных защитных механизмов (КЗМ). Несмотря на то, что большинство обследованных детей не продемонстрировали полного спектра защит когнитивного типа, у трети детей были выражены характеристики ясности мышления, что является предпосылками формирования КЗМ. Как отмечалось ранее, КЗМ детерминированы более поздним онтогенетическим периодом, который во многом обусловлен переходом от дооперационных форм мышления к стадии конкретных операций. Благодаря этому такие ЗМЛ, как забывание, вытеснение, подавление и рационализация, способны более эффективно перерабатывать информацию посредствам активизации процессов памяти, мышления и воображения.

По результатам исследования у одной трети (32%) детей были обнаружены адаптивные и более сложные формы когнитивной активности, что является хорошим ресурсом для преодоления конфликтных ситуаций. Также данная группа детей обладала  более высокими показателями общей адаптивности. В процессе разрешения конфликтных ситуаций они были способны к актуализации продуктивных мыслей и чувств, направленной на активное разрешение конфликтной и стрессовой ситуаций. Также у детей данной группы было отмечено более адекватное восприятие социальных установок, кроме того, они обладали показателями более зрелой идентичности, что способствует формированию ответственной модели поведения, опирающейся на собственный ресурс в процессе преодоления трудностей.

В процессе анализа информации дети данной группы (32%) не выражали тенденции к избеганию, что характеризует их мыслительную и психическую активность как более сложную по сравнению с детьми, использующими сенсорно-перцептивные защиты. Также в результате исследования было выявлено, что они более склонны к комплексному восприятию всей ситуации в целом, что является более эффективной и экономной стратегией. Распределение внимание по данному типу,  определено потребностью контролировать всю ситуацию в целом, что, в свою очередь, продуктивно снижает тревогу и неопределенность. Эти дети обладали сформированными показателями целостности и структурирования образа, что является характеристикой зрелости и адекватности аналитико-синтетической деятельности. Таким образам,  данная группа детей характеризуется более адаптивным и высоким уровнем когнитивных защит.

 

Идентификационные защитные механизмы

 

Защитные механизмы идентификации значительно сложнее сенсорных и когнитивных защитных операций. Главной особенностью данной защиты является возможность редуцировать состояния посредствам  диффузных изменений границ собственной личности. Таким образом, в основе данного механизма лежат развитые показатели личностной идентичности и идентификации, сформированные исключительно на опыте реального взаимодействия с окружающими людьми. Как показало исследование, практически никто из обследованных детей (90%) не обладает развитыми показателями личностной идентичности. У всех детей выражен индекс незрелости в плане межличностных отношений, что выражается в нереалистичном восприятии окружающих, а также в несформированности образа самовосприятия. Кроме того, у всех детей отмечается низкий уровень саморефлексии и фактически отсутствует познавательный интерес к самому себе и к собственным поступкам. Такие дети довольно легкомысленно относятся к собственному поведению и практически не контролируют причины и следствия своих поступков, что само по себе помогает внутренне избегать негативных чувств. Данные инфантильные формы самовосприятия не способствуют формированию защитных механизмов идентичности.

Также результаты исследования выявили, что практически у всех детей показатели личностной идентичности сформированы не на базе реального опыта взаимодействия с окружающими людьми, а являются  продуктом фантазирования и воображения. Данные характеристики свидетельствуют о том, что практически у всех испытуемых образ-Я в значительной мере основан на его фантазиях и представляет собой продукт идентификации с вымышленными персонажами или героями. Подобная картина характеризует незрелую Я-концепцию и диффузную идентичность, что во многом затрудняет процесс формирования таких защитных механизмов личности, как идентификация, отреагирование и смещение.

 

Заключение

 

 В рамках системного подхода к диагностике личности Тест чернильных пятен Роршаха  позволяет эффективно работать с детьми дошкольного возраста. С помощью данной методики удалось получить важные сведения о предпосылках формирования детской защитной системы, обследуя при этом не сами слабодифференцированные защитные механизмы, а уровень зрелости оборонительных структур. В этом случае технология выявления психологических защит естественным образом связана с исследованием инстинктивных форм когнитивной активности, интенсивное преобладание которых в дальнейшем и становится базой формирования ЗМЛ.

С помощью теста Роршаха также получилось измерить предпосылки становления трех блоков защитной системы личности: перцептивного, когнитивного и идентификационного. Кроме того, на базе данных материалов, удалось отследить, что становление защитных компонентов происходит постепенно, вследствие чего один и тот же ЗМЛ может присутствовать в поведение ребенка одновременно на нескольких возрастных этапах. Однако в целом вместо формирования обширного спектра сложных защитных механизмов, таких как вытеснение, сублимация или морализация, нервная система в основе защитного реагирования выбирает исключительно те автоматизмы, которые доступны и уже полностью сформированы на данном возрастном этапе.  

В 5-6-летнем возрасте дети все еще продолжают использовать моторно-перцептивные защитные реакции, в поведенческом плане они определяются как невозможность увидеть, признать, или понять причины и следствия внутреннего или внешнего стимула. Дети, у которых фундаментально преобладают такие защиты как отрицание, вытеснение, примитивная изоляция, конституционально не способны к четкой дифференциации собственных эмоций. Несмотря на высокую впечатлительность, они стремятся избегать ситуаций эмоционального обмена с другими людьми, а также проявляют сниженный интерес к вовлечению в эмоциональные ситуации, что является нормативным для детей дошкольного возраста, не способных осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях.

Согласно современным клиническим исследованиям, данная модель является адекватной для становления защитной системы в дошкольном детстве, поскольку когнитивные и идентификационные формы защитного реагирования не могут быть сформированы до 5-6-летнего возраста, так как не соответствуют дооперационным формам мышления [9,10,11,13].

Исследование полностью подтверждает вышеизложенное положение, что указывает на возможность использования Теста чернильных пятен Роршаха в работе в качестве дополнительного инструмента диагностики детской защитной системы. Кроме того, необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста процесс изучения защитных механизмов личности крайне затруднен в связи со сложностью и  нелогичностью протекания психических процессов. В отличие от детей более старшего возраста, способных к сложным формам рефлексии, интересующая нас возрастная группа характеризуется преобладанием более примитивных психических реакций, отличающихся своей слабой вербальностью, а также образностью, что делает их крайне трудными для эмпирических исследований. Тест чернильных пятен Роршаха позволяет исследовать данные процессы в открытой форме, защищенной от получения стереотипных либо невалидных ответов, что позволяет изучать обширный спектр когнитивных структур, лежащих в основе большинства психических реакций, в том числе и ЗМЛ.

 

Литература

 

1. Ассанович М.А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха. - М.: Когито-Центр, 2011. –  397 c.

2. Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория. - СПб.: Дорваль, 1992. –  200 c.

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника-центр; Вист-С, 1997. – 45 c.

4. Грановская Р.М.,  Никольская И.М. Психологические защиты у детей. - СПб.: Речь, 2010. – 507 c .

5. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - М.: Смысл, 2005. – 86 c.

6. Мак-Уильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика. - М.: Класс, 2010.

7. Рауш да Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: практическое руководство. - М.: Когито-Центр, 2005. – 463 c.

8. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 c

9. Cooper S.H. Changing notions of defense withen psychoanalytic theory // Journal of personality. - 1998. – P. 946 – 964.

10. Cramer P. Defense Mechanisms in Psychology Today. American Psychologist. - June 2000. – P. 637-646.

11. Cramer P. Protecting the Self: Defense Mechanisms in Action.  - N.Y., London: The Gilford Press, 2006. – P. 384.

12. Porcerelli J.H., Cogan R.,  Kamoo R, Leitman S.. Defense mechanisms and self-reported violence toward partners and strangers. Journal of Personality Assessment, 71, 411-420.

13. Trevor R. Olson. Dissertation: Can Defense mechanisms aid in the differentiation of Depression and anxiety. – 2008. – P. 164.