Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Шилова Т. А., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Журнал » 2012 №5 : Шилова Т. А., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
    Просмотров: 13858

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Шилова Т. А.,
МГПУ, Москва


В статье представлены исследования психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков с позиций рассогласования психического развития как причины его возникновения. Рассмотрена идея природы возникновения данного поведения и приведены результаты эмпирического исследования в её подтверждение. Показана роль аддикции, как стремления к уходу от реальности через иллюзорный мир под воздействием психотропных веществ в подростковом возрасте.
Ключевые слова: рассогласование психического развития, отклоняющееся поведение, психологические особенности отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, гармоничное поведение, проблема мотивации в поведении.

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS’
DEVIATING BEHAVIOR

Shylova T.A.,
MCTTU, Moscow


In this article the researches of psychological features of deviating behavior of teenagers from the position of dissonance of mental development as the reasons of its emergence are presented. The idea of the nature of emergence of this behavior is considered and results of empirical research are given in its confirmation. The role of addiction as aspirations to an escape from the reality through the illusory world under the influence of psychotropic substances at teenage age is shown.
Key words: dissonance of the mental development, deviating behavior, psychological features of deviating behavior, addictive behavior, harmonious behavior, motivation problem in behavior.


Введение


Задачи, стоящие перед системой среднего образования, подводят к пересмотру состояния проблемы отклоняющегося поведения у подростков. Значительная роль здесь отводится науке, занимающейся исследованием данной проблемы, что позволяет наметить стратегии решения, по снятию отклонений в поведении, исходя из системного соотношения задач [1]. Вместе с тем, мало изученными остаются вопросы о психологической основе отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение характеризуется системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Понятие «отклонение в поведении» следует отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка в развитии» принятых в дефектологии.

Целью данной статьи являлось рассмотрение психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков.


1. Современные модели психологических особенностей отклоняющегося поведения


Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте в виде несбалансированности психических процессов, нарушения социализации, а также в виде уклонения от нравственного и этического контроля над собственным поведением. Причинами отклоняющегося поведения являются такие факторы, как относительно низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процессов формирования личности, негативное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость детей и подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций, мотивации.

Проблема мотивации в поведении находится в центре внимания психологов, исследующих детерминацию развития личности с отклонениями поведения. Рассматривая мотивацию как многоуровневую систему [3, с. 29], выделяют две основные проблемы: проблемы осознанного и неосознанного в мотивации подростков и проблему понимаемых и реально действующих мотивов. По результатам анализа проведенных исследований отмечается, что среди широких социальных мотивов лучше всего осознаются мотивы самоопределения и самосовершенствования. Реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми. Несовпадение реально действующих и знаемых мотивов мешает подростку увидеть себя в учебном процессе, что создает противоречивость в мотивационной сфере [4, c.47].

Давая характеристику детей подросткового возраста, у которых возникли отрицательные аффективные переживания, отметим, что у них возникают соответствующие формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость заторможенность, эмоциональная неустойчивость. Неадекватные реакции ребенка, в свою очередь, вызывают ответные действия окружающих, подросток как бы находит оправдание своим не успехам, видя причину этого не успеха не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах. Другими словами, неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознании наличия у себя слабости, неумения, несостоятельности, что приводит к аффекту неадекватности. Рассмотрим подробнее содержание трех вариантов.

1. Нервно-психические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости. Неустойчивые личности описываются под разными названиями: безвольные, слабовольные, повышенно-внушаемые, с неустойчивым настроением, реактивно-лабильные. По уровню расстройств поведения подростков с явлениями психической неустойчивости исследователями выделены две подгруппы.
У подростков первой подгруппы уровень нарушения поведения был расценен как непатологический. Основным мотивом их поступков являлась эмоция удовольствия, стержневыми интересами — игровые. Интеллектуальные интересы выражены недостаточно.
Подростки второй подгруппы выступали с психопатическими признаками органической неполноценности. Выраженность нецеленаправленности в учебной деятельности являлась ведущим признаком. Нарушения поведения носили здесь значительно более выраженный характер: вспыльчивость, конфликтность. Аффективные разряды, сопровождающиеся вегетативно-сосудистой реакцией, часто заканчивались церебростеническими явлениями (головной болью, резкой слабостью).

2. Нервно-психические особенности подростков с явлениями повышенной аффективной возбудимости. Феномен подросткового возраста связан с революцией, как биологической, так и психологической. Первая характеризуется эндокринной перестройкой, вторая — явлениями аффективной возбудимости со склонностью к взрывчатости и агрессии, которая не редко является причиной срывов социальной адаптации, в том числе и правонарушений.

3. Нервно-психические особенности подростков с расторможенностью влечений. Проявление влечений, относящихся к психосексуальным, в современной подростковой психиатрии рассматривается в рамках возрастной нормы и не расценивается как патология. Формирующееся сексуальное влечение может проявляться в аффективных агрессивных реакциях, направленных на соперников, на лиц, унижающих подростков в глазах объекта влечения, в демонстративных реакциях с целью привлечь к себе внимание.

В ряде случаев наблюдаются влечения, отличающиеся извращенностью: не мотивированная агрессия с жестокостью, склонность к бродяжничеству и т. д. Тяжелые формы патологических влечений: импульсивные побеги, кражи, склонность к правонарушениям (делинквентное поведение); способствуют злоупотреблению алкоголя, наркотиков, что для подростков постепенно становится неодолимыми.

По характеру, степени тяжести основного синдрома и его месту в общей клинической картине в этой группе подростков выделены две подгруппы:

1) подростки, у которых расторможенность влечений отличалась патологической неодолимостью и доминировала в нарушениях поведения;
2) подростки, у которых расторможенность влечений возникала по механизму реакции имитации.

Подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными, в связи с этим,  они осуществляют уход от решения реальных жизненных проблем к искусственному изменению своего психического состояния посредством приема психотропных веществ, для поддержания интенсивных эмоций, что приводит к возникновению устойчивого аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных интенсивных эмоциях [4, c. 9]. Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому подростку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у подростка с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности). Здесь он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Внешняя социабельность налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов, вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности, происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствии с разрушающей концепцией, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии».

 При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост и хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсатором становится увлечение оздоровительными мероприятиями (т.н. «паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком. Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума. Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Характеристиками нормального и гармоничного поведения являются: сбалансированность психических процессов и специфических средств решения универсальных проблем адаптации и механизмов защиты [2, с. 46], а также самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), ответственность и совестливость (на личном уровне). Также как норма поведения базируется на этих составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях.

Целью настоящего исследования было выявление того, что у подростков с отклонением в поведении, снижена активность в обыденной жизни. Предметом исследования были психологические механизмы и особенности развития аддиктивной личности, активность которой носит избирательный характер. В тех областях жизни, которые, пусть временно, не приносят человеку удовлетворение, вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может не проявлять активность для достижения каких бы то ни было целей.


2. Методы и методики исследования


     Для определения принадлежности испытуемых к типам отклоняющегося поведения личности  были использованы следующие методики:[5].

  • выявление внешних и внутренних мотивов обучения - методика О.И. Павлюк, направленная на установление основной направленности мотивации учения, силы, устойчивости: интерес к содержанию предмета, к способам работы, к способам учебной деятельности (внутренние мотивы); избегание плохих отметок и связанных с этим неприятностей (внешние мотивы);
  • определение положительных и отрицательных эмоций по отношению к школе – методика В.В. Гагай, направленная на выявление представления подростков о школе, а так же уровня положительных и отрицательных эмоций ученика по отношению к школе;
  • изучение умения достигать цель в условиях помех – методика Г.А. Урунтаевой, направленная на выявление у подростка умения работать при помехах при выполнении однообразной не интересной деятельности;
  • оценка волевой активности. Метод обобщения независимых характеристик – авторская методика Т.А. Шиловой, направленная на определение сформированности волевой активности, исследование волевых качеств, несущих активизирующую и тормозящую функции (целеустремленность, инициативность, выдержка, дисциплинированность).

Был использован качественный метод анализа документов, включавший в себя рассмотрение личных дел испытуемых. Так же использовались организационные, психодиагностические опросники для выделения характера отклонений поведения. Кроме того, использовались методы статистической обработки данных: коэффициент корреляции Пирсона (r), t-критерий Стьюдента, угловой критерий Фишера (ф). Для определения принадлежности испытуемых к группам с отклонениями в поведении. Полученная информация была обобщена и представлена в качестве дополнения к анкетированию.

Методики психодиагностики показали возможность их использования для решения воспитательных и коррекционных задач у подростков, имеющих отклонения в поведении.

Исследование проводилось на базе Туголесского детского дома Московской области в три этапа. В первый период осуществлялась апробация диагностических приемов, выбор методик, адекватных изучению учащихся с разными проявлениями отклонений в поведении. На втором этапе исследования осуществлен психодиагностический анализ полученных данных с целью разработки теоретической модели типологии отставаний в обучении на основе типов рассогласования. И третий этап включал разработку и апробацию развивающе-коррекционных программ с целью снятия или смягчения неблагополучия у подростков с отклонениями в поведении. Всего в исследовании было охвачено триста подростков, имеющих, по отзывам учителей более или менее выраженные отклонения в поведении.

В процессе экспериментального исследования результаты диагностики по каждому из выделенных критериев сопоставлялись с результатами успешности в учебной детальности и поведении подростков. Оценка успешности показателей учения и поведения осуществлялась по десятибалльной шкале учителями, воспитателями на основе метода обобщения независимых характеристик. Всего в процессе исследования каждый подросток, участвовавший в эксперименте, получил по 10 оценок во всех сериях эксперимента.

  

3. Результаты исследования


     Результаты перечисленных и частично описанных методик заносились в психологический паспорт личности подростка и являлись основанием к определению необходимости проведения развивающей или коррекционной работы по преодолению разных видов рассогласований в психическом развитии [5].
    По результатам исследования выявлено, что отклоняющееся поведение наблюдается у 53% испытуемых. Сравнение критериев принадлежности подростков к аддиктивным типам личности показало, что у них выделяются следующие психологические особенности:
- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
- скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
- внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
- стремление говорить неправду;
- стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
- стремление уходит от ответственности в принятии решений;
- стереотипность, повторяемость поведения;
- зависимость;
- тревожность.

Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями подростка со склонностью к аддиктивным формам поведении является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые дети легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни, не так тяжело переносят кризисные жизненные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоутверждение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

У подростка существует шесть видов «голода»: голод сенсорной стимуляции; голод по признанию; голод по контакту и физическому поглаживанию; сексуальный голод; структурный голод, или голод по структурированию времени; голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Подросток не находит удовлетворения чувству голода в обыденной жизни, стремясь снять дискомфорт стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции, отдавая приоритет интенсивным воздействиям: громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям; признанию неординарности поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени, событийности. Из вышесказанного следует, что основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм являются основным проявлением данной склонности в подростковом возрасте.

 

Заключение


     Таким образом, можно сделать вывод о значимости исследований отклоняющегося поведения у подростков, поскольку эти исследования позволяют раскрыть процесс возникновения и формирования аддиктивного поведения. В результате проведенного исследования получены данные о том, что объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей «комплекс неполноценности». Они страдают оттого, что отличаются от других, оттого, что не способны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, подростки переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного подростка.


Литература

  1. Романова Е.С.Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса//Системная психология и социология. – 2010 том 1, №2, С. 28-42.
  2. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. – Мытищи, Издательство «Талант», 1996.- 144 с.
  3. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии//Системная психология и социология.- 2010 том 1, №1, С. 5-42.
  4. Шилова Т.А. Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка.- М.: МГУССТИ, 2004.-72 с.
  5. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков – М.:Айрис-пресс, 2004. – 112с.