Системная психология и социология » Журнал » 2012 №5 » Сакович С. М., НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ |
Сакович С. М., НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Журнал » 2012 №5 : Сакович С. М., НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ |
Просмотров: 6088 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ Сакович С. М., Аннотация: в статье рассматриваются процессы развития высшего социологического образования, формирование российского рынка социологических услуг, проблемы качества подготовки специалистов-социологов.
SOME ASPECTS OF SOCIOLOGY DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA Sakovich S.M.,
Введение Социология XXI века находится под влиянием трех взаимосвязанных процессов. Во-первых, развивающиеся в мире политические тенденции меняют внутреннее устройство всех государств, видоизменяют политический строй, социально-экономические отношения, взаимодействие власти, собственности и т.д. Во-вторых, эти изменения носят формационный характер, меняя сложившиеся представления о либерально-демократических, социально-демократических и других доктринах государственного устройства и общественной жизни. В-третьих, все изменения носят глобальный характер и отражают новый этап развития цивилизации. В этих условиях прикладная социология должна быть достоверной, теоретическая социология – функциональной, социологическое образование должно впитать в себя все перечисленные достоинства науки. 1. Становление социологии в Европе и России Первый курс, носивший название «Социология», был прочитан в Йельском университете в 1876 г. У. Самнером. В 1890 году открыл курс социологии в Гельсингфордсе профессор Э. Вестермарк. Во Франции в 1896 г. в Бордо на филологическом факультете была создана кафедра социологии, руководство которой было возложено на Э.Дюркгейма, который до этого в течение нескольких лет читал на этом же факультете курс социологии. С 1889 г. социология во Франции была уже университетской дисциплиной. В Америке во вновь созданном в 1892 г. Чикагском университете появился первый в мире социологический департамент (факультет), основателем и первым деканом которого был А. Смолл. В 1894 г. Ф. Гидденс основал первую в США кафедру социологии в Колумбийском университете. В конце XIX в. кафедра социологии появляется в Японии, в 1907 году Англии. В России только в 1908 г. в Психоневрологическом институте, частном, а не государственном учебном заведении, была создана первая кафедра социологии. Спустя 11 лет подобная кафедра была создана во II Петроградском государственном университете. По-настоящему интенсивное развитие отечественного социологического образования началось в конце 80-х годов ХХ века. Первые факультеты социологии были открыты в МГУ им. М. В. Ломоносова и Ленинградском государственном университете в 1989 году. Развитие фундаментальной и прикладной социологии сопровождается формированием российского рынка социологических услуг. Общественная и политическая жизнь сформировали в конце 1980-х – начале 1990-х годов запрос на недорогие прикладные исследования. В 1987 г. на рынке работала всего одна фирма – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).[6] Сегодня нет единой базы данных о структурах, оказывающих в России социологические услуги. По сведениям исследовательской группы «Циркон» в стране около 500 исследовательских центров, в том числе в Москве – примерно 200, Европейское сообщество социальных и маркетинговых исследований (ESOMAR) – представляет на своем сайте 25 российских центров. В этом списке нет академических и университетских лабораторий, некоммерческих исследовательских институтов, центров правительственных учреждений, которые не работают на свободном рынке и преследуют научные цели. Исследовательские центры предлагают широкий спектр услуг: изучение общественного мнения, маркетинговые, социально-экономические, социально-политические и социальные исследования. Новым направлением стали медиа-исследования, которые дают количественную информацию об аудитории, позволяют составлять рейтинги СМИ и отдельных радио- и телепрограмм.[1] Ведущие опросные центры России характеризуются высоким уровнем профессионализма, расширившимся арсеналом методических инструментов, обладают своим рынком услуг, накопили собственный капитал и оборотные средства. У работающих центров появилась своя предметная специализация, свой уникальный продукт, который они продают на рынке. В России сформировался стабильный спрос на эмпирические данные. 2. Проблема подготовки специалистов –социологов Сейчас (по разным источникам) специальность «Социология» представлена в 155-172 государственных и негосударственных вузах на 35 факультетах, 25 отделениях и 85 кафедрах. По некоторым данным ежегодно в стране выпускается около 8000 социологов. Выпускники-социологи работают на кафедрах, в центрах и институтах, в вузах, в академических научно-исследовательских институтах, в фирмах, специализирующихся на прикладных социологических и маркетинговых исследованиях, в крупных компаниях, где заинтересованы в изучении потребительского спроса, социальном развитии коллективов, в органах власти, штабах политических партий. К сожалению, в стране не определена потребность в специалистах-социологах. Известно, что они необходимы предприятиям, фирмам, госучреждениям. В хорошо подготовленных социологических кадрах нуждается Российская академия наук и высшая школа. Аспирантуры вузов и академических институтов ждут талантливую молодежь, которая способна анализировать социальные процессы, массовые формы поведения. Развитие отечественного высшего социологического образования сдерживается многими объективными условиями и субъективными обстоятельствами. Доминируют субъективные факторы. Среди них можно выделить:
Центральной является проблема качества подготовки специалистов. Структурная реформа высшего образования Европы и присоединение России к Болонскому процессу обусловливают формирование общих подходов к обеспечению и оценке качества высшего образования. При этом предполагается, что качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях обеспечивается двумя составляющими - качеством содержания образовательных программ и качеством менеджмента в вузе.[2,3] К числу наиважнейших проблем следует отнести недостатки научно-методического обеспечения учебного процесса. Несмотря на то, что в последние годы издательский рынок наводнен социологической литературой, ее содержание далеко не всегда соответствует российским и международным стандартам. Массовое распространение получили переводные, неадаптированные учебники и учебные пособия. Очевидно, что нужна программа переиздания учебников, выдержавших экзамен на качество, а также программа издания новых учебников, которые пройдут рецензирование профессионального сообщества.[4,7] Существует широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются фирмы, работающие на поле прикладной социологии. К ним следует отнести проблемы профессиональной подготовки специалистов. Вузы, сохраняя высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов, зачастую недостаточное внимание уделяют формированию прикладных навыков. По мнению многих работодателей, необходимо улучшить преподавание таких дисциплин, как статистика, прикладная статистика, усилить внимание к вопросам методологического обоснования прикладных исследований, освоению методов, методик проведения и технологий обработки их результатов. Крупные компании из наиболее динамично развивающихся отраслей устанавливают тесное взаимодействие с ведущими вузами. Это взаимодействие включает: - вовлечение компаний в формирование учебных программ, в обучение и организацию практики студентов; Заключение Формирование массового социологического мышления – требование времени, требование XXI века, поскольку картина мира в условиях глобализации социальных процессов в значительной мере социологизируется. Социология приобретает не типичный для нее в прошлом мировоззренческий аспект. Причем это мировоззрение особого рода, трансформирующееся в повседневной жизни, профессиональной, социокультурной, политической и иной деятельности людей. Это лишний раз доказывает необходимость всеобщего обучения социологии на всех уровнях образовательного процесса, что, в свою очередь, требует превращения ее в обязательную дисциплину государственного образовательного стандарта.
Литература 1. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамично меняющемся мире [Текст]. – М.:МГИМО, 2007. – 280 с. |