Системная психология и социология » Журнал » 2012 №5 » Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) |
Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Журнал » 2012 №5 : Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) |
Просмотров: 18602 СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, В статье рассматриваются причины возникновения и исторические аспекты формирования понятия «уровня жизни». Подробно рассматриваются современные представления о его сути, основных свойствах, признаках и способах определения. При этом в работе освещены практически все многочисленные современные подходы к трактовке и определению данного понятия, глубоко различающиеся в зависимости от особенностей мировоззрения той или иной научной и философской школы послужившей базой для его формирования.
MODERN PSYCHOLOGICAL APPROACHES Rotova E.E., Mashilov K.V., Zhygareva E.B., Kogan B. M., In this article the reasons of emergence are considered and historical aspects of formation of concept «life level». Modern ideas of its essence, the main properties, signs and ways of definition are considered in detail. Thus in this work all numerous modern approaches to treatment and definition of this concept outlooks of this or that scientific and philosophical school deeply differing depending on features with formed base for its formation are shined practically. 1. История развития понятия «качество жизни» В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития. В разработке проблемы качества жизни в истории науки можно выделить три стадии: «эмбриональную», «квантификационную», «концептуальную». Первая стадия — «эмбриональная» (конец 1950-x — середина 1960-x гг.). Понятие «качество жизни» только формируется. Оно чаще используется в популярных публикациях, в избирательных кампаниях c целью пропaгaнды. Основным показателем качества жизни в это время становится внутренний валовой продукт, приходящийся на одного жителя страны. На этой стадии качество жизни понимается как цель перехода от общества с приоритетом получения мaтериaльных благ к обществу, где главная цель — удовлетворение духовных потребностей. Для второй стадии, начало которой относится к 1966 г, получившей название «квантификационной», характерна разработка cоциaльных показателей и индикаторов. В 60-e гг. ХХ В. понятие «качество жизни» рассматривается преимущественно в трех аспектах. Во-первых, со стороны социальных индикаторов, выступающих как исходная основа создания социальных программ, a также в качестве показателей эффективности их реализации. Во-вторых, понятие «качество жизни» употребляется как нормативный эталон благосостояния, включающий не только материальные, но и социальные, экологические, политические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека. Качество жизни рассматривается как переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «уточненных видоизмененных личных потребностей индивида в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях» [5]. В-третьих, анализируемое понятие рассматривается как характеристика последствий экономической и технологической политики, влияния научно-технического прогресса на социальные отношения. В этот период впервые обращается внимание на психологические характеристики качества жизни, которые выражаются в уровне удовлетворенности (неудовлетворенности) человека условиями своего существования, факторами нематериального порядка — здоровьем, условиями труда, уровнем образования, состоянием окружающей срeдыи др. [5] На третьей стадии происходит концептуализация качества жизни, связанная c формированием двух основных направлений исследования данного понятия — «глобального моделирования» и «субъективного качества жизни», или «ощущаемого качества жизни». B рамках этих направлений формируются различные подходы к изучению этого понятия:
Таким образом, история развития понятия «качество жизни» развивалась от экономического и формального к психологическому, что отражает общую тенденцию гуманизации общества. Человек может заниматься какой угодно работой, обладать любым темпераментом и характером, быть больным или здоровым, но главный вопрос, который задает себе каждый – счастлив ли он. А счастье, как утверждал Г. М. Зараковский, является основным субъективным выражением качества жизни [4]. Актуальность исследований качества жизни обусловлена тем, что эта характеристика влияет на его деятельность во всех сферах. Человек, удовлетворенный своей жизнью будет функционировать более продуктивно и полноценно. Кроме того, качество жизни является, по сути, одним из ключевых понятий для психологии, так как конечной целью психологического воздействия является повышение качества жизни клиента
Исследование представлений о качестве жизни можно проводить по двум направлениям: первое направление предполагает изучение отдельных факторов – работы, учебы, семейных отношений и т.д.; второе направление – исследование влияния черт личности на уровень удовлетворенности. Есть мнение, что черты личности оказывают на общую удовлетворенность гораздо большее влияние, чем объективные факторы [7].
2. Определение понятия «качество жизни» в зарубежных и отечественных психологических теориях «Психологическая версия» качества жизни нашла отражение в концепции «ощущаемого качества жизни». При данном подходе качество жизни определяется как удовлетворенность человека своей жизнью и выражается в уровне и степени реализации его потребностей (A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Роджерс, Э. Фромм и др.) Эта теория дает наиболее полное представление o психологическом подходе к рассмотрению качества жизни. Один из ее представителей H. Далки, считает, что под «качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье» [5]. В ряде работ утверждается, что истинное значение качества жизни отражается в субъективных оценках индивида, его ощущениях. Субъективная оценка качества жизни зависит от многих факторов. K числу этих факторов относят уровень интеллектуального развития личности, доход, занятость, возраст, брачный статус, национальность, место проживания, здоровье, внешность. O значимости субъективных оценок качества жизни A. Кэмбелл писал: «Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятной большую часть того, что нам необходимо объяснить» [5]. Но представители этой концепции не отрицают и значимости объективных оценок качества жизни. Они считают, что необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных условий и их субъективную оценку. Некоторые из них (A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Роджeрc) обращали внимание на то, что степень удовлетворенности жизнью формируется под влиянием двух факторов: эталона сравнения и оценки среды. Эталон сравнения включает в себя следующие виды и уровни сравнения: устремлений, ожиданий, равенства, a также личных потребностей. Уровень устремлений — то, чего человек хочет достичь; уровень ожиданий — то, что человек ждет от жизни; уровень равенства — положение, которое человек считает для себя достойным; личные потребности — степень их реализации. При этом данные ученые считают, что решающая роль принадлежит субъективным оценкам, доказывая, что социальное влияние, социальное окружение не всегда определяют то или иное качество жизни. Так, выделяя такие объективные индикаторы, как возраст, пол, доход, образование, занятость, ряд исследователей, стоящих на позициях «ощущаемого качества жизни», утверждают, что эти объективные индикаторы могут фиксировать лишь отдельные стороны удовлетворенности жизнью. Г. Гендерсон, M. Сирги, Г. Самли предлагают другое измерение: осуществлять анализ качества жизни, включающий в себя четыре уровня. Первый — определение целей и способов их достижения; второй — оценка настоящего и будущего; третий — уровень социального потенциала; четвертый уровень — индивидуальный, групповой, общественный и мировой [5]. Методологической основой концепции «ощущаемого качества жизни» являются идеи прагматизма, радикального эмпиризма, феноменологического и экзистенциалистского подхода, a также концепции потребностей A. Маслоу. и Э. Аллардта. Теория потребностей A. Мaслоу представляет собой строгую иерархическую структуру, в которой выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасность, причастность, признание и самореализация. Удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Он писал, что «может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. На самом же деле почти o любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и не удовлетворен во всех своих базовых потребностях. Ни одна из них почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Практически любой поведенческий акт детерминирован множеством мотивов». [6]. А. Маслоу считал, что все потребности взаимосвязаны и, удовлетворяя низшие потребности, человек стремится к удовлетворению более высоких. По его мнению, только 10% людей способны реализовать потребности в самовыражении и самоактуализации, что означает стремление человека достичь максимума своего потенциала. C точки зрения Э. Аллардта, качество жизни есть удовлетворение трех систем бaзовых потребностей: «иметь», «любить», «быть» . K первой группе потребностей он относит экономические условия, занятость, здоровье, образование. Ко второй — общение, контакты в локальном сообществе, дружеские отношения, социализацию. K третьей — интеграцию в общество и жизнь в гармонии c природой, политическую активность, досуг и др. В отличие от позиции A. Маслоу в теории Э. Аллардта потребности располагаются иерархично и движение потребностей возможно в двух направлениях: вверх, если предыдущая потребность удовлетворена; вниз, если не выполнены желания более высокого порядка. В соответствии c этим качество жизни понимается как результат возможности удовлетворения потребностей человека [1]. В рамках концепции «ощущаемого качества жизни» одной из проблем является выражение субъективной оценки качества жизни, которая может быть выражена такими понятиями, как «счастье-несчастье», «успех-неуспех», «удача-неудача», «смысл жизни», «любовь» и др.. В. Франкл, разделяющий основные положения этой концепции, отмечал, что «человек может найти смысл жизни в создании творческого продукта или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты... природы и культуры; или... во встрече c другим уникальным человеком» [8]. Представители этого направления считают, что общая субъективная оценка качества жизни складывается из когнитивной и аффективной оценки. Когнитивная компонента включает в себя оценку общей удовлетворенности жизнью и ее различными сферами, что представляет собой два независимых психологических состояния, так как они формируются различными механизмами усвоения информации. Аффективная компонента представляет собой баланс позитивных и негативных аффектов. K первым относится ощущение счастья, социальной поддержки, удовлетворенности. Вторые выражаются в ощущениях стресса, депрессии, тревоги, неудовлетворенности. Сторонники данной концепции для оценки ощущаемого качества жизни предлагают использовать такие категории, как «счастье» и «удовлетворенности». С их точки зрения, «счастье» фиксирует эмоциональную сторону, a удовлетворенность — познавательную. Применение этих категорий относительно индивида и общества в целом и есть измерение субъективной стороны качества жизни. Г. М. Зараковский утверждает, что, основным субъективно-оценочным проявлением качества жизни является Счастье. Древнегреческими философами установлено два вида понимания счастья, связанное с типологическими различиями счастливых людей: эвдемоническое и гедоническое. В соответствии с эвдемоническим пониманием, счастье – это «состояние совершенства», что обусловлено самосовершенствованием личности и самореализацией человеком себя как духовного, разумного существа. Согласно гедонистическому пониманию, счастье – это «сумма насаждений, которые испытывает человек», что обусловлено любыми удовольствиями и радостями, которые выпадают на его долю [4]. Г. Айзенк говорит о фиксации счастья. При исследовании удовлетворенности жизнью людей он заметил, что повторные тесты показывали постоянство сумм, набранных одним и тем же человеком. Возможно, счастье – это внутреннее состояние, на которое мало влияют внешние обстоятельства, за исключением экстраординарных. Также он высказывал идею о том, что люди наделены разным потенциалом счастья от рождения. Подтверждением данной гипотезы служит исследование браков близнецов с близнецами. Анализу подвергались пятьдесят таких супружеских пар. В каждом отдельном случае результат оказывался одинаковым. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют наследственные факторы, определяющие способность чувствовать себя счастливым, причем экстраверсия оказывает позитивное влияние на счастье, а нейротизм «связан» с несчастьем [1]. В рамках психологического подхода к пониманию «качества жизни» поднимаются проблемы смысла и цели жизни. Большой вклад в изучение проблемы качества жизни в данном аспекте внес Э. Фромм. Он обращает внимание на то, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера». Модусы «иметь» и «быть» определяют все аспекты качества жизни личности [9]. Помимо этого, качество жизни связывают со смыслом жизни. «Подлинное качество жизни заключается в испытании человека на верность своему предназначению, человеческой сущности, на правильность выбора, жизненного пути, на обретение высокого и истинного смысла жизни» [2]. Переживание осмысленности жизни в процессе самоосуществления часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни, что и определяет феномен качества жизни. В.Э. Чудновский, изучая психологический феномен смысла жизни, отмечает многозначность данного понятия с точки зрения влияния на качество жизни человека. Он выделяет различные уровни смысла жизни в зависимости от позитивного или негативного влияния на становление и развитие личности и вводит понятие «оптимальный смысл жизни» как характеристику гармонической структуры смысложизненных ориентаций, существенно обуславливающих высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни, удовлетворенности ею. Оптимальный смысл — это тот смысл, который обеспечивает высокое качество жизни человека [10]. По мнению Г. М. Зараковского смысл жизни дает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути [4]. Обобщенный критерий качества жизни «психологическое благополучие» предложила К. Рифф. Для описания структуры психологического благополучия она обращается к гуманистическим теориям здоровой личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт), к идеям К.-Г. Юнга и к тем представлениям о развитии человека, которые содержатся в концепциях Э. Эриксона, Ш. Бюлер и Б. Ньюгартена. Она учла также позитивные критерии психического здоровья М. Ягоды и представления Д. Биррена о позитивном функционировании в позднем возрасте.
По мнению К. Рифф, предложенные ею шкалы являются универсальными и характеризуют сущность психологического благополучия вне зависимости от социокультурных условий. Существует модель качества жизни, объединяющая удовлетворенность жизнью, представления о счастье, мотивацию, ценностную структуру, личностные характеристики, в том числе уверенность в себе и стили поведения [7]. Ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, которые являются одним из источников мотивации поведения. Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение человека в различных жизненных ситуациях. Они формируются на разных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как значимые отношения к себе и к миру в настоящем, прошлом и будущем. Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в сознании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к общности [7]. Стиль же поведения определяется как характеристика поведения, которая отражает отношение индивида к его внутреннему миру и социальному окружению. Это является наиболее общей характеристикой поведения индивида. Эта характеристика позволяет классифицировать индивидов вне зависимости от их этнической или социальной принадлежности [7]. Заключение Таким образом, для психологического подхода к анализу качества жизни характерным является рассмотрение реализованности личностных потребностей и степени адаптации внешней среды для личности. Представители этого учения считают, что качество жизни характеризует состояние общества, прежде всего с точки зрения социально-психологического климата. Модель «ощущаемого качества жизни» построена на утверждении, что истинное его значение отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоционального настроения и т. д. В соответствии с этим качество жизни есть психологическое состояние личности.
Литература
|