Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Аверьянова Е.В., ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Журнал » 2012 №5 : Аверьянова Е.В., ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
    Просмотров: 13182

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ


Аверьянова Е.В.,
МГПУ, Москва


В статье рассматривается вопрос связи ценностной сферы родителей и детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: родители, дошкольники, ценности, ценностные ориентации, тест, общее недоразвитие речи.

 

PRESCHOOL CHILDREN’S VALUABLE ORIENTATIONS WITH DEVELOPMENTAL SPEECH DISORDERS AND THEIR PARENTS


Averyanova  Е.V.,
MCTTU, Moscow

In this article the relations of parental values to preschool children with developmental speech disorder are examined.
Key words: parents, preschool children, values, valuable orientations, test, speech disorders.


Введение


Российское общество в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях и другие причины привели к появлению в России в начале ХХ века нового типа отношений, основанных на позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии, уменьшением числа детей в семьях и ослаблении чадолюбия.  Последствия этих процессов сказываются и сегодня. С одной стороны, это увеличение количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост  детской беспризорности и безнадзорности в семьях, один из самых высоких в мире уровень абортов и пр., а с другой, как ни парадоксально, - формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком, повышение статуса детства в обществе, «детоцентризм» как основа репродуктивной мотивации нового типа [1]. Однако, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это трансформация ценностной сферы личности. «Общество лишилось духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе  детскому) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности и семьи» [10, с. 24].

Целью данной работы явилось изучение взаимосвязей ценностных ориентаций старших дошкольников с нарушениями речевого развития и их родителей.


1. Современное состояние проблемы изучения ценностных ориентаций детей и родителей


Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании семьи, так как в условиях переоценки родителями ценностей современная ситуация отражается в эмоциональной и поведенческой сферах детей. Стала превалировать ориентация на индивидуальность, на независимость людей друг от друга, на сосредоточенность на себе, своих успехах. "Угасание родительской инициативы" - одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она выражается в том, что современные родители, в лучшем случае, склонны перепоручать образование и воспитание своего ребенка "третьим лицам"; доля времени, посвящаемого ими семейному общению, ничтожно мала; потеряна преемственность в традиции домашнего воспитания, вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей [9].

Значительная часть членов современного общества, на данный момент, направлена лишь на получение дохода для проживания, поэтому, как правило, дети растут сами по себе, теряются ценности семейной жизни, дети становятся мелочными и меркантильными. Часто приходится слышать такие ответы детей: «Быть взрослой – значит, покупать, что хочется…Взрослые – это большие люди, делают всё, что хотят. Им всё можно! Можно играть, сколько хочешь, и никто не заставляет убирать игрушки». Подобные мечты, желания и цели детей, как отмечает  А. Кошелева, являются отражением ценностей современных взрослых. Когда потребительские ценности доминируют, обнаруживается дефицит общения и чувств, необходимых для нормального развития детей. [8].  Дети, как известно, «зеркало взрослых», они отражают все особенности мира взрослых, они присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром, с людьми [7].

Семья оказывает большое воздействие на развитие личности ребенка, социализирующие функции семьи являются очень актуальными в настоящее время. Ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания ребенка, формирования его ценностной сферы, могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в личностных отклонениях, в отчуждении [14].

К сожалению, в настоящее время вопрос влияния родителей и других значимых взрослых на формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработан. Ряд исследователей выделяют в качестве центральной, «базовой» причины  нарушений эмоционально-личностного развития детей  факторы семейного воспитания и, прежде всего, отношения в диаде «мать-ребенок» (Н.М.Гордеева, В.С.Манова-Томова, А.М.Прихожан, М.Раттер, А.С.Спиваковская,  Б.Филипс и др.). В своем исследовании Н.Б. Полковникова [12] отмечает, что «для формирования аксиологических составляющих личности ребенка старшего дошкольного возраста значимыми являются взрослые «интимного круга общения», поэтому особое значение в воспитании детей имеет содержание и иерархия ценностных ориентаций этих взрослых, их осознанное отношение к собственной функции носителей и трансляторов ценностей» [12,  с. 96-105]. Г.Б. Черевач указывает на то, что «влияние ценностно-потребностной сферы личности родителей на ценностно-потребностную сферу личности дошкольника,  преломляется через родительское отношение и зависит от пола ребенка»[14,c.124-125].

Однако,  Е.И. Исакович в своем исследовании говорит о том, что «позиции родителей по разным жизненным вопросам имеют все меньший вес для детей, дети перестают быть носителями семейных традиций» [6,c.23-24].  Старшие дошкольники, как указывает  В.В. Абраменкова, предпочитают ценности равных себе, что связано, по ее мнению, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а так же кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей [1,c.94-95]. Анализ научных источников и собственная практика психологической работы в детских дошкольных учреждениях позволяют отметить важность изучения  формирования и динамики ценностных ориентаций у детей с нарушенным речевым развитием, поскольку они являются основой, на которой происходит дальнейшее формирование и развитие личности ребенка.

Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет актуальность изучения ценностной сферы личности детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития и влияние значимых взрослых на формирование их ценностных ориентаций. Так, с одной стороны, данная работа является продолжением имеющихся в науке подходов к изучению особенностей развития ребенка дошкольного возраста, с другой стороны, вносит новый вклад в теорию и практику психологического изучения развития дошкольников с  речевыми недостатками.


2. Условия и методы проведенного исследования


В проведенном исследовании были использованы две методики, направленные на исследование ценностных ориентаций родителей (опросник С.Шварца и Тест системного профиля мотивации Б.Н. Рыжов). Параллельно, с помощью методики ИЦОД (Исследование ценностных ориентаций детей), изучались ценностные ориентации детей. Основными достоинствами этой  методики являются: малый удельный вес вербализации, быстрота тестирования, простота поставленной перед детьми задачи, отсутствие временных ограничений на выполнение теста, результаты диагностики не зависят от точности самооценки и способности ребенка к оречевлению. Опыт создания данного диагностического инструментария был описан нами ранее [2].

Основную исследуемую группу составили 78 дошкольников, состояние речевой функции которых квалифицировалось психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) как «общее недоразвитие речи» и относилось ко 2-му и 3-му уровням по классификации Р.Е. Левиной [11]. Заключение о состоянии речи подтвердили учителя-логопеды, работающие с детьми. Возрастной диапазон обследуемых детей от 4 лет 5 месяцев до 7 лет 1 месяца. Средний возраст детей 5 лет 8 месяцев. Все дети имели нормальное интеллектуальное развитие, сохранный слух и зрение. Дошкольники  проживали в  г. Москве и посещали логопедические группы ДОУ компенсирующего вида.

Одновременно с обследованием детей проводилось обследование их родителей. Группа родителей из 85 человек представлена в основном мамами дошкольников (78 человек). На момент обследования 63% (54 человека) родителей имели высшее образование и 37% (31 человек) - среднее и среднее-специальное. Средний возраст родителей соответствует приблизительно 34 годам, что по международной классификации (Квинн, 2000) рассматривается  как молодость [17].Опросник С.Шварца направлен на изучение структуры ценностей, оказывающий наибольшее влияние на всю личность человека. В интересах исследования были рассмотрены ценности власти, стимулирования, гедонизма, безопасности и благожелательности (доброты).

Родителям необходимо было проранжировать ценности по степени важности как руководящие принципы в их жизни. Шкала ранжирована от -1 (отвергаемая ценность) до +7 (наиболее важная ценность). Ценности группируются в блоки по общему типу мотивации или по разделению данными ценностями  главной цели: ценности Власти (включают в себя такие ценности, как власть, благосостояние, социальное признание, авторитетность, сохранение своего публичного образа); Стимулирования (интересная жизнь, разнообразие жизни, отвага); Гедонизма (удовольствие, наслаждение жизнью, потакание себе); Безопасности (чувство принадлежности, национальная безопасность, социальный порядок, взаимоуслужливость, защита семьи, здоровье, чистоплотность); Благожелательности (доброты) (ответственность, честность, полезность, верность, духовная жизнь, смысл жизни, зрелая любовь, умение прощать, настоящая дружба). Обработка результатов производилась путем вычисления среднего арифметического балла для каждой ценности во всех группах испытуемых.


3. Результаты и их обсуждение


       С помощью разработанной методики было выявлено, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют наибольшее значение гедонистические ценности (61%), т.е. дети стремятся к получению удовольствия и  к наслаждению (Рис. 1). Дети, в первую очередь, выбирали фотографии с изображением конфет и диска с мультфильмами.


   Рис.1. Ценностные ориентации детей с ОНР, полученные с помощью методики ИЦОД


 На втором месте стоит ценность «здоровье» (58%), а на третьем «общение» (56%). На последнем месте оказались познавательные и духовные ценности, соответственно (42%) и (37%). Эти данные подтверждены результатами статистической обработки. С помощью U-критерия Манна-Уитни получены достоверные различия между выборами разных ценностей, на уровне α=5%.

С помощью опросника С. Шварца было выявлено, что для современных родителей приоритетной ценностью является  «безопасность» (70%), что, возможно, связано с общей нестабильной ситуацией в стране. Второе место занимает ценность «доброта» (65,7%).  Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми,  сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах. Третье место (с небольшой разницей в баллах) разделили ценности «стимуляция» (35,7%) и «власть» (34,3%).  И наименьшую значимость, по данным исследования, имеет ценность «гедонизм» (32,6%). Полученные результаты представлены на рисунке 2.

   

Рис.2  Ценности родителей детей дошкольного возраста, полученные по результатам
опросника С. Шварца


Также был использован Тест системного профиля мотивации (ПМ), разработанный Б.Н. Рыжовым [13]. Целью исследования является определение количественного соотношения 8-и системных характеристик (факторов) мотивации обследуемого и построение с их учетом профиля мотивации на основе ранжирования обследуемым 32 потребностей и ценностей. Каждый родитель получил опросный лист, содержащий инструкцию и бланк теста, напечатанный на оборотной стороне листа. Бланк включает 4 таблицы, в каждой из которых даны списки из 8 потребностей и ценностей. Каждая из этих потребностей и ценностей соотнесена с одним из 8 выделенных системных типов мотивации (репродуктивная мотивация, охранительная мотивация или альтруизм, витальная мотивация, мотивация самосохранения и самоактуализации, нравственный потенциал личности, познавательная мотивация и мотивация самоуважения). Обследуемым взрослым было необходимо, внимательно прочитав таблицу, проставить в специальной графе против каждой потребности и ценности ее ранг, исходя из значимости этой потребности или ценности лично для него. Исходя из полученных результатов, строился системный профиль мотивации каждого родителя.

С помощью данного теста были получены следующие результаты: 71% опрошенных (60 человек) в качестве основной отметили репродуктивную мотивацию, которая характеризуется как, психическое состояние личности, побуждающее к достижению личных целей различного характера через рождение определенного числа детей.

На втором месте значатся «альтруизм» (65,8% - 55 человек) и «самосохранение» (64,6% - 54 человека). При альтруистической направленности личности системой ценностных ориентаций являются интересы другого человека или социальной общности, а при «самосохранении» направлены на достижение индивидуальной устойчивости  человека во взаимоотношениях со средой.  Четвертое и пятое место разделили витальная мотивация (54% - 45 человек)  и «самоуважение» (53% - 44 человека). «Нравственность» (51% - 43 человека)  и познавательная мотивация (50% - 42 человека) занимают, соответственно, шестое и седьмое место. И на последнем месте расположилась «самоактуализация» (41,5% - 35 человек).  Полученные данные представлены на рисунке 3.

 

  

Рис.3  Ценности родителей детей дошкольного возраста, полученные по результатам опросника Б.Н. Рыжова


     Для выявления взаимосвязи особенностей ценностной сферы родителей и детей был проведен корреляционный анализ с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, который показал наличие значимой связи познавательных ценностей родителей и детей (р≤0,05). Между другими ценностями значимых отношений  нет (Таблица 1).


Таблица 1 Результаты связи ценностных ориентаций детей и их родителей


Сравнение родителей и детей

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

Познавательные

72

-0,248192

-2,14360

                  0,035541

Здоровье

69

0,011054

0,09048

0,928172

Духовные

52

-0,097600

-0,69344

0,491240

Гедонизм

53

-0,024381

-0,174170

0,862422


Заключение


     Наличие корреляции подтверждает предположение о влиянии ценностных ориентаций родителей на формирование ценностных ориентаций детей дошкольного возраста. В своем исследовании Г.Б. Черевач так же занималась вопросом  влияния ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) родителей на формирование аналогичной сферы дошкольников.  Так, она отмечает: «между особенностями ЦПСЛ детей и их родителей имеются корреляционные связи, которые можно объяснить как результат влияния ЦПСЛ родителей на формирование ЦПСЛ детей» [14]. Однако следует отметить, что дети не всегда «копируют» родительскую структуру ценностей, поэтому ценность, доминирующая у родителя, может впоследствии отвергаться ребенком и наоборот. «Влияние ЦПСЛ родителей на ЦПСЛ дошкольника преломляется через родительское отношение и зависит еще и от пола ребенка» [14]. Очевидно, также могут иметь значения возрастные и психические особенности. Было бы интересно продолжить изучение этого вопроса и в дальнейшем, для того, чтобы выявить является ли наличие таких связей общей закономерностью или фактом речевого дефекта у детей.


 

Литература

 

 

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2008, с.94-95.
  2. Аверьянова Е.В. Разработка методики исследования ценностных ориентаций дошкольников  // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей / Под науч. ред. Е.С. Романовой, С.М. Валявко. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. (10-18). 
  3. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека. Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. – М.: Центр развития русского языка, 2008. 
  4.  Валявко С.М., Аверьянова Е.В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2х томах. Том 1. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. с. 29-34.
  5.  Вербицкая Л.А. В переводе на русский. Российская газета,  №124 (5500), 2011.
  6.  Исакович Е.И. Социальная регуляция семейно-брачных отношений в современной России. Автореф.дисс.канд.соц.наук. – М., 2007.
  7.  Козлова С.А. Современный ребенок как объект исследования преподавателя//Вестник МГПУ. 2009 – 2(8), с.8-13.
  8.  Кошелева А. Не хочу быть взрослым. Мама. Папа. Я. №1, 2012, с. 6-8.
  9.  Крячко А. А. Педагогические увлечения современных родителей. Православный журнал для родителей "Виноград". №6(26), 2008, с.8-11
  10.  Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи  России: комплексное решение проблемы. - М.: Издательство "Планета 2000", 2002.
  11.  Логопедия: Учеб. для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  12.  Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации. // Дошкольное воспитание, 2010, № 10, с. 96-105.
  13.  Рыжов Б.Н. Тест системного профиля мотивации. - М.: МГПУ, 2009.
  14. Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника. Дисс.канд.псих.наук. – Томск, 2006.
  15.  Schwartz, S.H. & Bilsky,W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social countries // In M.P. Zanna (Ed) Advances in Experimental Social Psychology – Orlando, Fl Academic, 1992.
  16.  Whitbeck L. B.Primary socialization theory: It all begins with the family // Substance Use and Misuse. - 1999. - V. 34. - Я 7. - P. 102-103.
  17.  http://fictionbook.ru/author/irina_malkina_piyh/vozrastniye_krizisiy/read_online.html?page=3

 

Далее по тесту ОНР – термин, обозначающий системное недоразвитие речевой функции[11]