Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Журнал » 2011 №4 : Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    Просмотров: 30483

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Свистунова Е.В.,
Ананьева Е.В.,
МГПУ, Москва

 


Статья содержит теоретическую информацию о комплексном подходе к профориентации и профоконсультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, включает инвариантную систему проведения профориентации и рекомендации для специалистов, включенных в профориентационный процесс.
Ключевые слова: профориентация, профконсультирование, социализация, подростки с ограниченными возможностями здоровья.



INTEGRATED APPROACH TO THE VOCATIONAL GUIDANCE AND VOCATIONAL COUNSELING OF ADOLESCENTS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

  


Svistunova E.V.,
Ananyeva E.V.,
MCPU,Moscow


The article contains the theoretical information about the integrated approach to the vocational guidance and vocational counseling of persons with the limited possibilities of the health, includes an invariant system of carrying out the vocational guidance and recommendations for the experts included into the vocational guidance process.
Key words: vocational guidance, vocational couunseling, socialization, adolescents with the limited possibilities of the health.


Введение

 


     Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
     В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
     Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональная ориентация молодежи – проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, Е.С. Романовой, Н.С. Пряжникову, Н.Н. Чистякову, А.Е. Голомштоку и др [4, 5, 6, 7]Однако, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические аспекты проблемы комплексного подхода к профессиональному ориентированию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
     В настоящее время от образовательного учреждения требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также для дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
     Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
     Профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения  школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
     В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.
     Существующие стандартные профориентационные методики (например, Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, тест Дж.Голланда по определению типа личности) мало информативны в отношении лиц с ОВЗ, поскольку не учитывают их реальные возможности, а также особенности восприятия предъявляемого материала.
     Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния оптанта, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.
     Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
•    позиция родителей;
•    влияние референтной группы;
•    учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
•    поддержка со стороны педагогов;
•    знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
•    информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

1. Современные подходы к профориентации и профконсультированию подростков.


     Профориентация и профоконсультирование в последнее время претерпели существенные изменения. Причин этому несколько.
     Первая причина – модернизация всей системы образования, при которой профориентация и профориентация стала естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися, повышая мотивацию к самой учебной деятельности и расширяя представления о будущих социальных перспективах.
     Вторая причина заключается в том, что мир профессии стал более дифференцированным, количество профилей подготовки специалистов и направлений работы увеличилось в разы.
     Третья причина – повышение доверия со стороны населения к профориентационным и психологическим услугам, понимание необходимости их прохождения в молодом и взрослом возрасте, осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.
     Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней - психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные профориентационные центры городского или окружного подчинения.
     В любом случае, работа профориентологов имеет четыре основных блока.
     Информационный блок. Он включает обеспечение оптанта разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
     С учетом комплексного подхода информирование о профессиях должно начинаться с дошкольного возраста. Сначала оно проходит в виде игры, затем (младший и средний школьный возраст) в виде тренингов, и в старшем подростковом возрасте это могут быть образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике.
     Большое значение для информирования оптантов имеют специальные справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы, сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы.
Развивающий блок. Он включает формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства.
     На начальных этапах профориентационной работы  акцент делается на развитие общих способностей знаний, умений и навыков. А в дальнейшем, в подростковом возрасте, работа ведется в виде тренингов и мастер-классов, развивающих отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения; тренингов личностного роста, повышения учебной и трудовой мотивации; деловых оргдеятельностных игр, позволяющих примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе; коучинговых технологий; психотехнических упражнений, развивающих навыки саморегуляции; компьютерных программ, например («Интеллект-тренажер»); обучающих консультаций, формирующих навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.
     Активизирующий блок. Здесь проводится работа по формированию внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.
     Особенности этой работы заключаются в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у подростка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития.
     В этой работе используются активизирующие опросники, настольные и интерактивные игры, различные практики и стажировки непосредственно на рабочих местах.
     Диагностико-консультационный блок. Профориентационная работа в этом направлении ведется с подросткового возраста, так как только с 14 - 15 лет подросток воспринимает себя человеком мира и может осознанно сделать профессиональный выбор. Целью этой работы является установление соответствия оптанта тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей с требованиями к профессии.
     Здесь широко применяются интервью-собеседование и анкетирование, профориентационное и психологическое консультирование, профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).
     Основным результатом профориентационной работы является не только подбор конкретной профессии, подходящей оптанту, но и развитие его профессионально важных качеств. В связи с этим в рамках комплексного подхода необходимо развивать две основные группы качеств.
     Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению в профессиональной деятельности. Профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.
     Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально-профессиональная компетентность
     Также учитываются особенности психофизиологии: когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, темперамента и характера.
    Таким образом, современная профориентационная и профконсультационная работа должна быть пролонгирована во времени и начинаться в дошкольном возрасте, одновременно вестись по нескольким направлениям (информационное, развивающее, активизирующее) и быть направлена на развитие профессионально важных качеств оптанта.


2. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ.


     Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.
     Основным из них является неоднородность выделяемых групп подростков по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.
     Таким образом, в профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповым. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.
     Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, может обуславливать возникновение отклонений в психическом развитии.
     Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории.
     Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при подборе профиля профессиональной подготовки.
     Специалистами признается, что профоконсультирование и профориентация для подростков с ОВЗ имеет свою специфику, но разработка современных моделей профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ началась только в последнее время и  представлена весьма схематично.
     Индивидуальное профессиональное консультирование подростков с ОВЗ должно основываться на знании половозрастных особенностей подростков.
Например, необходимо помнить, что младшие подростки характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие – более энергичны. У младших подростков не завершилась еще генеральная перестройка организма, а старшие подростки адаптировались к свершившимся в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам – быть, «как все», а старшие – выделиться из среды, отличаться от товарищей. Существенно различаются юноши и девушки этого возраста.
     В профессиональном консультировании подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:
-во-первых, анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
-во-вторых, психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).
-в-третьих, социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;
     Таким образом, индивидуальное профессиональное консультирование, с одной стороны, основывается на общих принципах профориентационной работы, с другой, имеет свою организационную специфику. В основе него лежит гуманистический подход.
     Как субъект собственной жизни подросток с ОВЗ имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира. Его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей.
Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.
     Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
     Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.
     В профконсультационной работе с подростками, имеющими ОВЗ, психолог-консультант должен придерживаться определенных принципов:
•    умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.
•    толерантность по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
•    открытость к восприятию, возможно, нелепых, незрелых суждений подростков с ОВЗ;
•    готовность к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами);
    Подростки с ОВЗ являются часто лабильными и очень сензитивными к форме любого высказывания, не только к его содержанию, поэтому чрезвычайно важно соблюдать этико-психологические правила коммуникативного воздействия на них:
     С результатами диагностического исследования подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации для того, чтобы эмоционально расположить их к восприятию информации об ограничениях в сфере выбора профессий.
     Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, необходимо помещать в середине общения консультанта и подростка с ОВЗ.
Методический инструментарий для осуществления профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростков. При выборе профессий необходимо учитывать типологические и индивидуально-личностные особенности подростка, а также перспективы его развития.
     Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
•    из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;
•    ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
•    составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию [2].
     Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.
3. Понимание комплексного подхода к профориентационной работе.
     Преобразование всех сфер жизни современного общества вызвало необходимость глубокого переосмысления сложившейся системы воспитания и образования молодого поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека, главной целью которого является всестороннее развитие личности, максимальное раскрытие способностей каждого, адекватная подготовка к дальнейшей трудовой деятельности.
     Реализация этой цели предполагает необходимость осуществления комплексного подхода к образованию и профессиональной ориентации подростков. Особенно актуально применение такого подхода в работе с молодыми людьми, испытывающими трудности профессиональной самореализации в связи с ОВЗ в связи с объективным сужением выбора будущей профессиональной деятельности и затруднениями при получении профессионального образования.
     Понятие «комплекс» понимается нами как совокупность составных частей какого-либо явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.
     В основе понятия комплексного подхода заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность [1].
     В профориентационной работе можно выделить несколько комплексов. Детальная разработка каждого из них и объединение данных направлений в единое целое позволит проводить профориентационную работу на качественно более высоком уровне.
     Первый комплекс включает возрастные периоды профориентационной работы.
     Профориентация представляет собой ряд мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Следовательно, это длительный процесс, начинающийся в дошкольном детстве и продолжающийся до момента сознательного выбора профессии в юношеском возрасте [3]. Весь процесс профориентационной работы можно разделить на несколько этапов, имеющих собственные задачи.
     Первый этап начинается в дошкольном возрасте и завершается к 12 годам. Это этап свободного фантазирования по поводу будущей профессии. Здесь формируются общетрудовые умения, позитивное отношение к труду, пробуждается интерес к профессиональной деятельности.
     Второй этап с 12 до 17 лет обычно называют «гипотетическим». Здесь подросток «примеривает» на себя разные профессии, примерно определяет вид будущей профессиональной деятельности.
   Третий – этап реального выбора (старше 17 лет). Здесь происходит окончательное профессиональное самоопределение и коррекция профессиональных планов.
     Четвертый – этап профессионального становления. Задачей этого этапа является упрочение своей позиции в выбранной профессиональной сфере и совершенствование своих профессиональных навыков.
    Пятый, заключительный – этап сохранения достигнутого, профессиональное совершенствование. На этом этапе молодые люди часто получают дополнительное образование, меняют характер трудовой деятельности, более соответствующий зрелой личности или изменившимся жизненным обстоятельствам. Этот период актуален для людей, получивших инвалидность в юношеском возрасте.
     Второй комплекс объединяет субъектов, имеющих влияние на профессиональный выбор подростков с ОВЗ.
     Можно выделить три основные группы: семья (родители), педагоги (педагоги и психологи образовательных учреждений) и социум (референтная группа сверстников, СМИ, психологи специализированных центров).
     Первая группа. Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего периода взросления. Начиная с дошкольного возраста ребенка, родители активно формируют установку на труд и позитивное отношение к нему; дают ребенку определение базовых ценностей, норм и правил поведения; вырабатывают адекватную самоидентификацию, уровень притязаний и самооценки.
     Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья. Нередко советы родителей бывают ориентированы на более «престижные» и менее «перспективные» профессии. Их представления о «правильном» выборе часто не соответствуют реальной жизни и больше соотносятся с прошлыми социально-экономическими периодами развития страны. Родители могут деформировать представления ребенка о своих способностях и возможностях, инвалидизируя его. При благоприятных семейных условиях к подростковому возрасту у молодого человека формируется адекватное самовосприятие, подбирается подходящая сфера профессиональной деятельности.
     Вторая группа – педагоги и психологи, занимающиеся профориентационной работой.
На уровне образовательного учреждения данная работа должна быть системной, т.е. в ней принимают участие все, кто работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги. Непременным условием эффективного взаимодействия становится выработка общих целей профориентационной помощи с учетом особенностей развития каждого ребенка. При этом организатором и координатором такой работы должен быть школьный психолог, специально обученный и подготовленный для грамотного проведения профориентационной работы. 
     Можно выделить основные направления деятельности школьного психолога, занимающегося профориентационной работой:
•    профинформация (знакомство детей и подростков с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями; информирование педагогов и родителей о современной ситуации на «рынке труда»);
•    профдиагностика (помощь подростку в самопознании, где определяются его реальные возможности и способности, необходимые для достижения профессиональных целей);
•    коррекция личностного развития подростка для подготовки к будущей профессиональной деятельности;
•    психологическая поддержка самоопределяющихся подростков, позволяющая вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему, сделать адекватный профессиональный выбор при планировании жизненных и профессиональных перспектив.
     Еще одна группа, которая является наиболее важной - социальное окружение подростка. Подростки в своем выборе часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия – всего лишь средство достижения желаемого.
     Существенное влияние на профессиональный выбор подростков играет мнение сверстников. Поэтому профориентационная деятельность психологов должна включать групповые формы работы. Особенно это актуально при интегративных и инклюзивных формах образования.
Третий комплекс включает методический инструментарий, позволяющий определить общие способности, типологические особенности личности и профессиональные предпочтения оптанта (человека, выбирающего профессию).
     Проведение мероприятий по профориентации предусматривает профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора. В процессе профориентационной работы применяются следующие методы:
Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.
     Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.
     Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого.
     Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.
     Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профконсультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.
     Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.
Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы. К этой группе методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.
     Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи. Применение конкретных методов, направленных на решение профориентационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности профориентолога, позволяют подобрать и модифицировать конкретные методики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.
     Особое внимание при проведении профдиагностики следует обратить на определение типологических особенностей личности и соответствие им возможностей и способностей подростка.
     Существует множество типологий личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных авторов, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности.
     Климов Е.А. в своей теории профориентации говорит о том, что каждый человек согласно своим личностным качествам принадлежит к определенному типу профессии и старается соответственно этому избрать свою деятельность. На основе этого он выделяет в зависимости от предмета труда такие типы профессий, как: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ [4].
     Дж. Голланд придерживается другой точки зрения и считает, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Достоинством теории Голланда является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. На основе установления основных компонентов направленности – интересов ценностных ориентаций – Дж. Голланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Теоретическая модель каждого типа описывается по схеме: цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь [8].
     Использование типологической модели позволяет наиболее точно подобрать подходящий вид деятельности для подростков с ОВЗ, создавая специальные матрицы профессий, которые учитывают их индивидуальные особенности.
Рассматривая предложенные комплексы как единое целое, можно создать универсальный алгоритм профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.



Заключение


     Подводя итоги рассмотрения проблемы комплексного подхода к профориентации подростков с особыми потребностями, можно сделать следующие выводы:
1.    Целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, следует проводить, начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх.
2.    Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
3.    Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.
4.    Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
5.    В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.


Литература


1.    Андреева А.С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. - 2001. № 2.
2.    Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов – М.: ЦБНТИ, 1997.
3.    Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика. - М., 2004.
4.    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
5.    Пряжников Н.С.Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002.
6.    Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы – СПб.: Питер, 2008.
7.    Романова Е.С. Психодиагностика. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2009.
8.    Тест Дж. Голланда. // Профессиональное образование. – 2004 №5.