Просмотров: 12182
1. Теория и метод системной психологии
ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Романова Е.С., МГПУ, Москва
В статье рассматриваются общие проблемы становления системы профориентационной работы в школе как определенного социального института. Представлен спектр инноваци-онных идей и подходов, новых технологий и методов работы в сфере профориентации. Ре-ализована комплексная полипрофилирующая программа профориентационной работы в школе, которая представляет собой целостную систему профориентации молодежи на этапе школьного обучения. Ключевые слова: современная школа, научно-исследовательская деятельность, профес-сиональная ориентация, психологическое сопровождение, полипрофилирующая программа, личностный потенциал.
INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INSTITUTE IN A SYSTEM OF THE VOCATIONAL GUIDANCE WORK
Romanova E.S., MCPU, Moscow
In this article the general problems of formation of a system of vocational guidance work at school as a certain kind of a social institute are considered. The spectrum of the innovative ideas and the approaches, new technologies and methods of work in the vocational guidance sphere is presented. The integrated poly-vocational program of the vocational guidance work at school is realized, which represents a complete system of vocational guidance of youth at a stage of school training. Keywords: modern school, research activity, vocational guidance, psychological maintenance, poly-vocational program, potential of the personality.
Введение
В концепции модернизации российского образования определены основные направ-ления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образо-ванные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В настоящее время в образовательном пространстве г.Москвы активно происходит процесс оформления системы профориентационной работы в школе как определенного со-циального института. Имеется целый спектр инновационных идей и подходов, новых тех-нологий и методов работы в сфере профориентации, однако до настоящего времени не су-ществует единой, целостной системы профориентационной работы. К нерешенным про-блемам относятся: несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру и темпам изменений мира профессиональной деятельности; отсутствие системного подхода к профориентационной работе по формированию у школьников интереса к профессиям, востребованным экономикой города; неготовность педагогических коллективов школ к из-менениям в работе образовательного учреждения по профориентации выпускников. Научно-методологические основы психологического сопровождения профессио-нального и гражданского становления личности, исследования профессиональной направ-ленности молодежи и формирования ее готовности к выбору профессии разрабатываются в Институте психологии, социологии и социальных отношений длительное время. Работы ведутся в рамках научной школы «Психологические аспекты гражданского и профессио-нального становления участников образовательного процесса» (код научной специальности 19.00.01 , 19.00.07) , в которую входят более 15 докторов и кандидатов наук. Разработки ученых этой научной школы учитывают отечественные и зарубежные научные исследова-ния в области профессионального самоопределения школьников и практический опыт ор-ганизации системы профориентации в учебных учреждениях.
Организация профориентационной работы в школе
Общеобразовательная школа является центром профориентационной работы. Основная цель деятельности школы – подготовить молодого человека к взрослой трудовой жизни. Для достижения этой цели выполняются задачи интеллектуального развития, моральнонравственного становления, физического развития, в процессе решения которых существенное место занимает профориентационная работа. Будучи важным звеном деятельности всего школьного коллектива, работа по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии должна осуществляться по заранее раз-работанному плану. План профориентационной работы является необходимым инструментом управления этой важной областью деятельности школы и основывается на глубоком знании целей, стоящих перед педагогическим коллективом, а также определяет оптималь-ные условия и способы реализации системы мероприятий профориентационного характера, сроки выполнения конкретных задач и их исполнителей. Поскольку главная цель профориентационной работы в школе заключается в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, планирование этой работы должно направлять исполнителей, прежде всего на достижение указанной цели. Профориентация учащихся в школе осуществляется как в процессе их обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. В этой работе принимают участие весь педагоги-ческий коллектив, медицинский работник, библиотекарь, родительский комитет. Большую роль в организации и проведении профориентационной работы в школе играют школьные психологи и социальные педагоги. Объектом планирования становится деятельность профориентационного характера всех названных звеньев. План должен раскрывать содержание деятельности каждого звена школьного коллектива, включенного в профориентационную работу. Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом. При организации системы профориентационной работы в школе необходимо учиты-вать следующее: - в любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть, по воз-можности, отражены задачи профессиональной ориентации; - все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентаци-онную работу; - необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех специалистов, участ-вующих в проведении работы по профориентации. План профориентационной работы в школе должен включать в себя систему меро-приятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллекти-ва знаниями и методикой проведения профориентационной работы. При планировании профинформационных мероприятий следует предусматривать необходимость ознакомления учащихся со структурой экономики страны в целом, с отдельными отраслями, видами профессиональной деятельности и конкретными профессиями. Планирование информационного материала осуществляется с учетом сведений о по-требности в кадрах в данном регионе и о возможностях трудоустройства выпускников школы. Планирование профинформационных мероприятий должно осуществляться с уче-том целесообразности применения в каждом конкретном случае той или другой формы по-дачи информационного материала. При этом принимаются во внимание содержание рас-крываемой профессиональной деятельности, возрастные особенности учащихся и другие факторы. Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии начинается уже с первых лет их пребывания в школе. Возрастные особенности учащихся определяют дифференциа-цию задач профориентационной работы на разных этапах школьного образования. В про-цессе подготовки учащихся в выбору профессии можно условно выделить три этапа: Первый этап профориентационной работы – работа с младшими школьниками. Ос-новная задача его состоит в воспитании у детей общей трудовой направленности, любви и добросовестного отношения к труду, готовности выполнить любую работу, необходимую обществу, умения подчинять свои личные интересы интересам коллектива. На этом этапе в планировании профориентационной работы должны быть предусмотрены такие мероприятия, которые раскрывали бы перед школьниками значение труда в жизни человека и общества, важность труда представителей различных профессий. Младшие школьники приобретают уже некоторые общетрудовые умения, навыки, проявляют интерес к различным сферам деятельности. Эти познавательные процессы следует у учащихся развивать, проводя с ними беседы о людях разных профессий. При планировании бесед, экскурсий, знакомящих младших школьников с профессиями, следует помнить, что в силу возрастных особенностей психики этих учащихся планируемые формы ра-боты должны иметь свои особенности в подаче информационного материала: раскрываются лишь самые общие черты данной сферы труда или профессии, дается элементарный ана-лиз содержания данной профессиональной деятельности. Нужно учесть то, что анализ пси-хологических психофизиологических требований профессий к человеку еще недоступен для понимания детьми младшего школьного возраста. Второй этап подготовки учащихся к выбору профессии – в средних классах. На этом этапе продолжается работа по формированию у школьников положительного отношения ко всем видам трудовой деятельности. Основным содержанием профинформационной работы на втором этапе является ознакомление учащихся с возможно более широким кругом ведущих профессий из различных отраслей экономики. Внимание педагога, ведущего профориентационную работу с учащимися, должно быть направлено на изучение динамики интересов у подростков, на их изменения и развитие. Планирование профориентационной работы на этом этапе школьного образования должно служить расширению и углублению познавательных интересов учащихся. Планируемые мероприятия (экскурсии, встречи со специалистами и др.) уже более глубоко, чем на первом пропедевтическом этапе, знакомят учащихся с миром профессий. При ознакомлении с какой-либо отраслью экономики перед учащимися раскрываются характерные черты основных массовых профессий этой отрасли. В планировании профориентационных мероприятий в средних классах особое место следует отвести изучению школьниками структуры ближайших к школе предприятий и ведущих профессий этих предприятий, в кадрах для которых существует потребность. Здесь могут быть запланированы (особенно в 7-8 классах) беседы и экскурсии на темы: «Специальности, в которых больше всего нуждается наш город и район», «Важнейшие отрасли промышленности нашего города и работающие в них специалисты» (экскурсии на предприятии), «Роль химии в экономике страны» (экскурсия на соответствующее предприятие) и т.п. Помимо бесед, экскурсий, встреч со специалистами для расширения круга интересов учащихся этого возраста могут планироваться: демонстрация фильмов и видеоматериалов о профессиях, обсуждение телепередач с профориентационной тематикой, организация вик-торины «Кто знает наибольшее количество профессий» и др. Работа учителей-предметников, направленная на расширение и углубление интере-сов учащихся, систематически сопровождается выявлением их интересов и склонностей, на основании чего можно формулировать советы о целесообразности выбора того или другого вида дополнительных занятий факультатива, кружка и т.п. Последний, третий этап подготовки учащихся к выбору профессии – в старших класса. Так же, как и на предыдущих этапах планируются мероприятия, направленные на формирование у учащихся психологической готовности к труду, расширению их знаний о мире профессии. Получив определенный багаж знаний, старшеклассники психологически готовы к восприятию более сложного информационного материала о выборе профессии. В этот период может быть организован курс занятий об основах выбора профессии. Планируемые профинформационные мероприятия строятся таким образом, чтобы в их процессе давался глубокий социально-экономический и психологический анализ профессий. Качественно более высокий уровень профессиональной информации на этом этапе способствует тому, что старшеклассники, усваивая ее, в то же время овладевают способами самостоя-тельного анализа профессий. Планирование профориентационной работы со старшеклассниками предусматривает уже не только проведение мероприятий по расширению их знаний о мире профессий и раз-витию познавательных интересов, но и такие формы работы, которые направлены на фор-мирование, углубление, закрепление возникших ранее интересов к отдельным сферам труда, профессиям. В планировании профконсультационной работы на этом этапе работы видное место должно быть отведено изучению учителем и школьным психологом индивидуальных особенностей учащихся, на основании которых можно помочь школьнику выбрать направление его будущей деятельности. Повышение эффективности профориентационной работы возможно при соблюдении следующих принципов: - принципа систематичности и преемственности; - принципа взаимосвязи школы и семьи; - принципа связи профориентации с жизнью; - принципа сочетания массовых, групповых и индивидуальных форма работы; - принципа дифференцированного подхода к учащимся. Важным фактором успешной профориентационной работы в школе является ее лич-ное принятие педагогами и другими участниками образовательного процесса, осознание значимости и ценности. Для организации и координации работ по профориентации целесообразно создание в школе Совета по профориентации или другого координирующего органа, в которых входят представители разных структур, участвующих в профориентационной деятельности. На основе общешкольного плана профориентационной работы должны планировать свою работу участники профориентации: учителя-предметники, классные руководители, школьная психологическая служба, социальный педагог, родительский комитет и другие.
Инновационная деятельность Института
В контексте сказанного с 2008 по 2011 годы Институт психологии, социологии и со-циальных отношений осуществлял разработку и реализацию методических и организаци-онных основ психологического сопровождения профессиональной ориентации учащихся на Городской экспериментальной площадке «Организация и психологическое сопровождение профориентации учащейся молодежи», включающей несколько общеобразовательных учреждений города Москвы. Выполненная работа была направлена на оказание научной и методологической по-мощи общеобразовательной школе, от которой в настоящее время требуется создание условий для формирования у школьников индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовно-сти к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях. Работа выполнялась в обеспечение следующих пунктов программы «Столичное образование – 5»: П.5.1.2. Общее образование. П.21. Разработка учебно-дидактического комплекта для профориентационной работы со школьниками в общеобразовательных учреждениях с учё-том социально-экономического развития региона. П.24. Разработка рекомендаций по педа-гогической и информационной поддержке подростка в ситуации профориентационного вы-бора. П.5.2.4. Психологическое обеспечение образования. П.6. Разработка и апробация иннова-ционных технологий психологического сопровождения различных контингентов обучаю-щихся. П. 5.3. Реализация комплексных проектов образования. 5.3.1. Развитие системы воспи-тания детей и молодёжи в городе Москве. П.27. Разработка дифференцированных про-грамм профессиональной ориентации и программ трудового воспитания учащихся.
Научно-исследовательская работа представляла собой комплексную научно-методическую разработку – разрабатывалась и апробировалась полипрофилирующая программа организации и психологического сопровождения профориентации учащейся моло-дежи в школе. Программа основана на новом концептуальном подходе включения профо-риентационной работы в широкий контекст гражданского воспитания молодежи во взаимо-действии со всеми участниками образовательного пространства. Она на системном уровне объединяет все виды профориентационной работы – профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и развивающие занятия. Работа может проводиться как в первичных структурных подразделениях – общеобразовательных учреждениях и колледжах, так и на окружном и городском уровнях. Резуль-таты работы могут быть использованы при организации совместной работы психологической службы и педагогических коллективов в общеобразовательных учреждениях и при обмене позитивным опытом работы общеобразовательных учреждений города по поддерж-ке профессионального самоопределения обучающихся. В результате выполненных эмпирических исследований были проанализированы данные об особенностях профессиональной направленности и личностных качествах старшеклассников, составляющих основу универсальности – системного качества личности, обеспечивающего адаптацию и конкурентноспособность молодых людей в современных условиях динамичного рынка труда. К компонентам универсальности относятся: информа-ционная компетентность, способ решения стоящих перед учащимся разнообразных жиз-ненных задач (тип мышления), креативность, социальная компетентность, готовность к изменениям, эмоциональный интеллект и эмоциональное отношение к работе, готовность к изменениям. Разработаны и апробированы технологии развития универсальности, в том числе программы тренинговых и игровых занятий, программы диагностики и самодиагно-стики с учетом специфики общеобразовательной и вечерней сменной школы. Эффектив-ность разработки доказана с использованием метода формирующего эксперимента. Разработаны и апробированы инновационные технологии психологического анализа профессий и построения профессиограмм, методические рекомендации по использованию профессиограмм в процессе профессионального консультирования школьников. Составле-ны профессиограммы рабочих профессий, востребованных на современном рынке труда г. Москвы. Решаемые задачи потребовали совершенствования существующих диагностических подходов. В дополнение к существующим профориентационным методикам в Институте разработаны, валидизированы и апробированы новые авторские методы диагностики отдельных компонентов универсальности – опросник эмоционального отношения к работе, тест-опросник определения типов мышления, пакеты тестов исследования личностного профиля, креативности, эмоциональной и мотивационно-ценностной сферы подростков, включенные в общую батарею тестов, рекомендуемых как базовый диагностический инструментарий для внедрения в практику работы психологических служб школ. Апробированы новые активные формы работы со школьниками на основе познания мира профессий по профессиограммам с использованием результатов анкетирования, диа-гностики: - Предпрофильная диагностика учащихся 5-9 классов; - Профориентационное исследование среди учащихся 8-11 классов; - Профоринформирование учащихся 9-11 классов; - Диагностика познавательной и личностной сферы учащихся учащихся 5-11 классов; - Индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей; - Профориентационные игры и тренинги. Выработаны рекомендации по внедрению в систему вечернего (сменного) образования комплексной полипрофилирующей программы по организации и психологическому сопро-вождению профориентации учащейся молодежи. Результатом стало изменение у старшеклассников своего отношения к процессу вы-бора будущей профессии, повышение информированности о психологических особенностях профессий, повышение информированности в мире профессий, повышение успеваемости учащихся по ряду учебных предметов. Основу разработки составляют: - психологический анализ и профессиограммы по 48 рабочим профессиям; - программа повышения квалификации учителей по вопросам профессиональной ори-ентации учащейся молодежи; - методические рекомендации для учителей, школьных психологов, родителей и уча-щихся по выбору профессии; - программа тренинговых и игровых занятий, обеспечивающая технологии развития универсальности школьников с учетом специфики образовательных учреждений; - блок вновь разработанных диагностических методик; - программа работы с родителями; - программа профессионального консультирования с использованием профессиограмм и данных диагностики и самодиагностики; - программа занятий со школьниками, направленная на ознакомления их с рынком труда по современным востребованным профессиям, расширяющая социальный кругозор и гражданское самосознание школьников; На рис. 1 и 2 представлена структурно-функциональная схема организации работ на ГЭП в течение трех лет.
Рис. 1 Структурная схема организации работ на ГЭП по 3 годам (начало работ) .
Рис. 2 Структурная схема организации работ на ГЭП по 3 годам (окончание работ) .
Комментарии от школ-участников ГЭП
|
Мнение школьных коллективов участников ГЭП
|
Что дал эксперимент для программы развития школы
|
Программа на системном уровне объединяет все виды профориентационной работы – профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и развивающие занятия.
Результаты работы могут быть использованы при организации совместной работы психологической службы и педагогических коллективов в общеобразовательных учреждения.
Программа интегрирует работу всех участников образовательного процесса. Предполагает введение этапности при проведении работ по профориентации.
|
Для повышения качества педагогической деятельности коллектива
|
Программа повышает компетентность учителей и школьных психологов в области профессиональной ориентации.
Программа повышает мотивацию педагогического коллектива к вопросам профессионального самоопределения учащихся.
|
Для учащихся
|
Вводятся новые активные формы работы со школьниками на основе познания мира профессий по профессиограммам с использованием результатов анкетирования, диагностики и Программа реализована по отношению к учащимся старших классов с перспективой развития модели на процессы профориентации в начальной и средней школе.
Результатом будет повышение успеваемости учащихся по ряду учебных предметов.
|
Для родителей
|
Включение родителей в программные мероприятия как непосредственных участников процесса профессионального становления школьника
|
Для формирования социального партнерства вокруг школы
|
Создана базовая система профориентации в общеобразовательном учреждении во взаимодействии с окружным и городским центрами профориентации, колледжами и вузами и предприятиями-работодателями.
|
Для обеспечения открытости школы новым знаниям и технологиям
|
Программа предлагает инновационную технологию и конкретный инструментарий для работы школьных психологов и организаторов профориентационной работы в школе.
|
Для перехода на новые стандарты
|
В работе со школьниками предусматривается учет заложенных в новых стандартах подходов к развитию универсальных компетенций:
- реализуется возрастная поддержка развития универсальных умений и компетенций;
- контролируется процесс взросления и вхождения во взрослую жизнь.
|
Для перехода на новую систему оплаты труда
|
Повышение эффективности работы учителей дает возможность увеличения заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда
|
Для построения общей образовательной программы учреждения
|
Предполагается введение профориентационной тематики в образовательную программу учреждения в целях обеспечения развития школьников в соответствии с меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и системных изменений в образовательной среде.
|
Перспективные направления инновационной деятельности института
Вектором ближайшего развития научно-исследовательской работы Института по организации и психологическому сопровождению профориентационной работы является разработка модели деятельности окружного центра профориентации во взаимодействии со школами на основе компетентностного подхода к развитию социальных представлений о мире труда с учетом возрастных особенностей учащихся. Впервые планируется разработать модель взаимодействия Центра и общеобразовательных учреждений в плане реализации комплексных полипрофилирующих программ по профориентации учащихся на основе единого подхода к диагностике и развитию компетенций. Методологической основой является подход к психологическому анализу профессий и построению профессиограмм по психологическим критериям, включающим стратегии мышления, особенности межличностного взаимодействия, профессиональную направленность и другие особенности личности. Формирование информационной компетентности в мире профессий и положительного отношения к труду выступают в качестве основных мо-ментов в деятельности профориентаторов по развитию у школьников социальных представлений о мире труда. В процессе экспериментальной работы должны быть проанализи-рованы психодиагностические методики и активные методы обучения, применяемые в профориентационной практике, с точки зрения адекватности их применения и создания единых статистических норм для различных возрастных групп современных школьников. Планируется разработка и внедрение новых психодиагностических методик и технологий профориентационной работы. Использование активных методов обучения в процессе развития у школьников таких универсальных компетенций как социальный и эмоциональный интеллект, готовность к изменениям и принятию решения, креативность, ориентация на профессиональную самореализацию и других, подготовит выпускников школы к обоснованному выбору профессии. В современных условиях динамичного рынка труда становится очевидным, что школы оказываются не в состоянии самостоятельно организовать профессиональную ориентацию на должном уровне — дать выпускникам адекватное представление обо всем разнообразии видов трудовой деятельности, потребностях рынка труда, способах планирования карьеры с учетом своих интересов и возможностей. Для расширения возможностей учащихся реализуются разные формы внешкольной профориентации. Создание Центров профориентации позволяет внедрять инновационные методы и технологии, направленные на усиление связи школьного образования и профессиональной жизни. В настоящее время в образовательном пространстве города Москвы активно проис-ходит процесс оформления системы профориентации как определенного социального института. На уровне округов и школ проводятся выставки, семинары, конкурсы, работа над проектами, информирование и консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии. Но при этом сами средства и способы работы, инструментарий профкон-сультанта не являются предметом рассмотрения и оценки с точки зрения их адекватности поставленным задачам. Практически не рассматривается и не обсуждается выбор психоди-агностических методик, направленность игр и тренингов, применяемых в профориентационной работе. Часто профессиональная ориентация понимается как агитация и пропаганда определенных профессий, мест обучения и работы. Отсутствие единой целостной системы профориентационной работы на уровне округа проявляется в том, что не распределены полномочия и не определены функции отдельных компонентов системы, не установлены и нормативно не закреплены взаимосвязи различных участников профориентационного процесса и социальных партнеров. К основным проблемам можно отнести: - отсутствие преемственности в организации работы между общеобразовательными школами и окружными центрами профориентации; - неготовность педагогических коллективов школ к изменениям в работе по профори-ентации на разных ступенях школьного образования; - отсутствие подготовки специалистов по профориентации; - несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру и темпам изменений мира профессиональной деятельности; - отсутствие системного подхода к профориентационной работе по формированию у школьников интереса к профессиям, востребованным экономикой города; - несформированность единых требований для образовательных учреждений по про-ведению и оценке результатов профориентационной работы. Тема экспериментальной работы обусловлена необходимостью выработки единого подхода как к организации профориентационной работы во взаимодействии окружного Центра профориентации и общеобразовательной школы, так и к методам и средствам дея-тельности специалистов по профориентации.
Цели планируемой научно-исследовательской работы
1. Создание новой инфраструктурной модели деятельности Центра профессиональной ориентации в округе, нацеленной на развитие системы столичного образования и отвечаю-щей современным подходам к организации внутришкольной и внешкольной профориента-ционной работы во взаимодействии всех участников образовательного процесса и работо-дателей. 2. Экспериментальное обеспечение проекта «Строим школу будущего» для образова-тельных учреждений в плане подготовки учащихся к социально-экономическим условиям настоящего времени, к жизни в современном высокотехнологичном обществе. 3. Инновация в образовательное пространство города Москвы новых технологий диа-гностики и развития способностей и компетентностей учащихся в контексте их профессио-нального выбора и самореализации. По результатам апробации разработанной в ходе исследования модели в окружном Центре и в образовательных учреждениях должна быть выстроена система организации профориентационной работы на разных ступенях образования с учетом возрастных особен-ностей учащихся. Произойдет распределение функций и разделение полномочий между участниками процесса профориентации – сотрудниками Центра, администрацией школы, учителями-предметниками, школьной психологической службой, классным руководителем и другими, усовершенствуется планирование профориентационной работы на единой науч-но-методической базе. Должны быть внедрены новые методы и технологии профориента-ционной работы с использованием активных методов обучения, новые пакеты психодиа-гностических методик, процедуры самодиагностики на основе психологического анализа профессий. В зависимости от специфики учебных заведений будет реализован индивиду-альный подход к работе с учащимися. Включение профориентации в более широкий кон-текст гражданского воспитания учащихся позволит образовательным учреждениям более обоснованно решать вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни В экспериментальной работе будут использованы методики и программы, разрабо-танные коллективом Института психологии, социологии и социальных отношений с целью профориентации в рамках научно-исследовательских работ по тематике психологического сопровождения профессионального и гражданского становления личности, в том числе комплексная полипрофилирующая программа по развитию универсальности как системного качества личности. Предложения по комплектации базовых батарей методик должны пройти теоретиче-скую апробацию в ходе их обсуждения на очных и заочных (интернет) конференциях, круглых столах, научных семинарах, и будут внедрены в практику профориентационной работы окружного Центра и общеобразовательных школ для сбора эмпирических данных о психологических особенностях развития личности, компетенциях и профессиональной направленности учащихся с учетом их возраста. К формам организации работы по профессиональной ориентации, в которую вклю-чены сотрудники педагогических коллективов Центра и школ, относятся: организация про-фессионального информирования (занятия по профориентации, встречи с представителями профессий, экскурсии, конкурсы и викторины, организация летнего профориентационного лагеря и другие), профессиональная диагностика и самодиагностика, групповое и индиви-дуальное консультирование. Планируется организация работы с родителями учащихся по психологическому просвещению в вопросах профориентации.
Заключение
В современных условиях невозможно отрывать деятельность по профориентации от гражданского воспитания в целом; профориентация должна рассматриваться в контексте развития всех основных составляющих гражданской культуры личности: политической культуры; правовой культуры; толерантности; патриотизма; экономического мышления; психологической культуры. Необходимо готовить школьников к реальной жизни в обществе, формировать у них такую внутреннюю картину мира, основанную на знаниях и отношениях, которая позволила бы молодым людям наиболее эффективно использовать свой личностный потенциал на рынке труда. В деятельности по профориентации не должно быть преобладания одного компонента – информационного, диагностического или какого-то другого. Необходим целостный подход, основанный на психологическом сопровождении гражданского и профессионального становления личности. Комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе у разных возрастных групп. В начальной школе, в связи с активным развитием когнитивного компонента соци-альных представлений, в программе гражданского воспитания необходимо планировать целенаправленную работу по формированию системы знаний об окружающем мире в целом. В средней школе работу целесообразно планировать отдельно для двух возрастных групп: В младшем подростковом возрасте, в связи с развитием эмоционально-оценочного компонента социальных представлений и активным проявлением познавательной активно-сти, необходимо начинать привлекать учащихся к реальной активной деятельности; В старшем подростковом возрасте, в связи с развитием ценностно-ориентировочного компонента наиболее эффективны методы гражданского воспитания, ориентированные на реализацию элементов решения проблемных, спорных задач, которые имеют место в обществе. Наиболее важным моментом реализации программ гражданского воспитания стар-шеклассников, у которых активно формируется поведенческий компонент социальных представлений, является создание условий для проявления их гражданского и профессио-нального выбора. Для реализации поставленных задач и создания системы профориентации необхо-димы: соответствующая нормативная база; новые технологии и методы работы; специально подготовленные кадры профориентаторов; взаимодействие всех участников образователь-ного процесса и
Литература
1. Романова Е.С., «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессио-граммы», 2008г. 2. Романова Е.С., «147 профессий. Психологический анализ и профессиограммы (3-е изд)» – СПб.: Питер, 2011. – 464 с. 3. Романова Е.С., Психодиагностика. Третье издание, дополненное – М.: ООО «КноРус», 2011. 4. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхо-да // Системная психология и социология. – Т.1, №1, 2010. С. 43-57. 5. Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология. – Т.1, №2, 2010. С. 28-42. 6. Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников //Вестник практической психологии образо-вания №2 (23) – М., 2010. – С. 50-55 7. Романова Е.С., Решетина С.Ю., Абушкин Б.М., Комаров Р.В. Научно-информационный бюллетень «О профессиях Московского городского педагогического университета», М.:МГПУ, 2010. 8. Романова Е.С. Актуальные проблемы профориентационной работы на уровне общеоб-разовательного учреждения // Профориентационная работа в образовательных учреждениях. Теория и практика. Материалы ежегодной городской научно-практической конференции (20-21 октября 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. С. 5-12. 9. Решетина С.Ю. Организация работы по психологическому сопровождению професси-ональной ориентации школьников на городской экспериментальной площадке // Профори-ентационная работа. Теория и практика. Материалы научно-практической конференции с международным участием (21-22 апреля 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. С. 121-123. 10.Абушкин Б.М. Научные подходы к применению психодиагностических методик для решения задач профориентации школьников // Профориентационная работа в образова-тельных учреждениях. Теория и практика. Материалы ежегодной городской научно-практической конференции (20-21 октября 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. С. 13-20. 11.Романова Е.С., Решетина С.Ю., Абушкин Б.М., Комаров Р.В.. Особенности современного рынка труда и проблемы профессиональной ориентации //Городские эксперимен-тальные площадки ИПССО в 2008-2009 г. Опыт работы, гл.5 – М.: МГПУ, 2010. – С. 118-150.
|