Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Сенкевич Л.В. СИСТЕМНО − ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
 

Сенкевич Л.В. СИСТЕМНО − ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

Журнал » 2010 №2 : Сенкевич Л.В. СИСТЕМНО − ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
    Просмотров: 8328

СИСТЕМНО − ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ 

 

Сенкевич Л.В.

Государственная классическая академия им. Маймонида, Москва

 

В статье представлены результаты исследования особенностей личностного развития и системно-психологической диагностики индивидуальных стилей познавательной деятельности социальных сирот подросткового возраста. Выявлена ведущая роль личностных факторов в социальной дезадаптации подростков, оставшихся без попечения родителей. 

Ключевые слова:системный подход, типы психической работоспособности, темповые характеристики психической деятельности, версативный тип когнитивных способностей, уравновешенный тип когнитивных способностей, ингенитивный тип когнитивных способностей, мотивационно − потребностная сфера, личностные особенности, социализация.

 

SYSTEM-PSYCHOLOGICAL DESCRIPTION OF PSYCHIC WORK CAPACITY OF SOCIAL  

ORPHANS  

 

Senkevich L.V.

State Classical Academy by Maimonides, Moscow

 

The article represents the results of the research of the social orphans’ personal development and features of their cognitive activity styles. The main role of personal factors under social maladjustment of adolescent without charge of parents is shown. 

 Key words: systemic approach, psychic work capacity types, the rate indexes of psychic activity, versatile type of cognitive abilities, ingenious type of cognitive abilities, balanced type of cognitive abilities, motivation sphere, personal features, socialization.

 

 

  Введение      

 

    Проблема социального сиротства становится все более актуальной в современной России. По данным Министерства образования РФ с 1995 по 2005 гг. численность детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, возросла в 1,5 раза и продолжает  увеличиваться [10]. Причем противоречия сегодняшнего российского общества особенно ярко проявляются в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород. В них наиболее концентрированно представлены полиэтничность, многоконфессиональность и мультикультурность, а социальное расслоение превратилось в резкую поляризацию общества. Намного выше в этих городах и скорость социально-экономических изменений, и ритм жизни столичных жителей. В таких мегаполисах зачастую складываются различные трагические обстоятельства, когда ребенок остается без близких людей, и тогда государство берет на себя заботу о его воспитании [4].

   Большинство детей попадают в сиротские учреждения с негативным семейным опытом пренебрежения, беспризорности, физического и психологического насилия. Неблагоприятные условия жизни социальных сирот до их помещения в детские дома и школы-интернаты становятся факторами негативных девиаций психического развития, препятствующих дальнейшей интеграции этих детей в социум. Различные формы отклоняющегося поведения (прогулы уроков, побеги из детского дома, мелкое воровство, курение, эпизодическое или регулярное употребление алкогольных напитков, драки, подростковый промискуитет), хроническая школьная неуспеваемость, вплоть до перевода значительной части социальных сирот на индивидуальные формы обучения – все это приводит к стигматизации личности воспитанников сиротских учреждений, когда понятие «детдомовец» ассоциируется на уровне житейской психологии с понятиями «малолетний преступник», «хулиган». В классе общеобразовательной школы учащиеся из детских домов, как правило, держатся особняком, поддерживая тесные отношения лишь внутри своей группировки и конфликтуя с «домашними» детьми.

     Возникает проблема адекватных методов психологической диагностики как личностной, так и познавательной сферы социальных сирот, разработанных с учетом педагогической запущенности большинства детей и подростков, лишенных попечения родителей, и позволяющих в то же время выявить влияние фактора социальной депривации не только на поведенческие девиации, но и на специфику индивидуальных стилей познавательной деятельности воспитанников сиротских учреждений.

    Учитывая это, целью настоящего эмпирического исследования явилось изучение типов психической работоспособности и личностных особенностей социальных сирот подросткового возраста по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семьях.

 

Методика 

 

    Эмпирическое исследование системных особенностей развития познавательной сферы и личностных характеристик воспитанников сиротских учреждений было осуществлено в 2007-2009 гг. на базе детских домов № 82, № 50, школы-интерната № 42, средней общеобразовательной школы № 660,  Центра образования № 1865 г. Москвы, а также Серебряно-прудского социально-реабилитационного центра «Подросток», Павловской и Покровской средних общеобразовательных школ Истринского района Московской области. В экспериментальную группу вошли 128 социальных сирот в возрасте от 13 до 16 лет, контрольную группу составили 134 учащихся общеобразовательных школ той же возрастной группы, проживающие в семьях. Всего в экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 262 испытуемых.

    Методологической базой исследования послужили системно-психологический подход [7,8,9], концепция психологии сиротства [2,4,6], а их методической реализацией - типологическая диагностика психической работоспособности [7] и комплекс методик, направленных на изучение устойчивых личностных особенностей и привычных поведенческих паттернов социальных сирот подросткового возраста [2,4].

    Для типологической диагностики психической работоспособности в настоящем исследовании использовались следующие методики: для определения характеристик темпа системообразования  - модифицированная методика «Непрерывный счет в заданном темпе»; для определения характеристики сложности системообразования – методика «Модифицированный тест Равена»; для определения объема cистемообразования - модифицированная методика «За­поминание геометрических матриц».

    Личностная сфера социальных сирот изучалась с помощью методики «Доминирующая мотивация» В.Н.Колюцкого, И.Ю.Кулагиной, модифицированного Метода мотивационной индукции (MIM) Ж. Ньюттена, 16-факторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, Теста фрустрационных реакций С. Розенцвейга. 

 

Результаты исследования 

 

   Были получены результаты сравнения продуктивных характеристик психической работоспособности социальных сирот и их сверстников из контрольной группы с системных позиций, когда оценивается объем, сложность и темповые показатели, характеризующие в целом работоспособность человека. Результаты исследования обрабатывались в следующем порядке. В первую очередь были рассчитаны средние значения анализируемых сы­рых показателей по методикам, которые направлены на выявление харак­теристик способностей. Затем по каждой из методик, на основе получен­ных средних значений по анализируемым сырым показателям, рассчиты­вался коэффициент качества выполняемой деятельности (табл. 1).

 Т а б л и ц а 1

 Средние значения показателей типов психической

работоспособности испытуемых с системных позиций

 

 

 

 

 

группа

параметр

Кt

Кс

Кn

 

 

(темп системо-образования)

(сложность системо-образования)

(объем  системо-образования)

школа

среднее значение

1,03

0,58

0,79

 

дисперсия

0,03

0,08

0,07

детский

дом

среднее значение

0,90

0,63

0,81

дисперсия

0,13

0,08

0,05

 

t – критерий Стьюдента

2,18

0,92

0,42 

 

    После того, как были получены данные по коэффициентам темпа системообразования, объема регулируемой системы, сложности системы, эти коэффициенты были распределены по типам способностей. Таким образом, индивидуальные показатели типов психической работоспособности  подростков по их коэффициентам были отнесены к тому или иному стилю познавательной деятельности.

     Анализируя полученные экспериментальные данные, можно сделать следующее заключение: у социальных сирот, как и у подростков, воспитывающихся в семьях, преобладает версативный тип когнитивных способностей (54,8% от общего количества испытуемых в детском доме и 66,7% в школе). Далее идет уравновешенный тип психической работоспособности – 33,3% в детском доме и 20,0% в школе. Менее всего в обеих выборках выявлено подростков с ингенитивным типом когнитивных способностей: 11,9 % в детском доме и 13,3% в школе (рис. 1).

   Достоверных различий между выборками социально-депривированных подростков и школьников, воспитывающихся в семьях, в показателях объема и сложности системообразования не выявлено. Эти данные корреспондируют с отсутствием достоверных различий между выборками по фактору «В» (интеллект) опросника Р.Б. Кеттелла.

 

Сенкевич Л.В. СИСТЕМНО − ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА   ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

Р и с. 1

 Количественное распределение испытуемых по типам когнитивных способностей  (%)

 

   Каждому типу психической работоспособности свойственен определенный темп системообразования (быстрый, средний, медленный). Это, прежде всего, качественный показатель индивидуально- психологических особенностей каждого испытуемого. Нельзя однозначно говорить о том, что средний или медленный темп умственной деятельности отрицательно влияют на психическую работоспособность учащегося. Тем не менее, для успешного обучения  в старших классах оптимальным является  высокий темп системообразования (табл.2). Темповые процентные показатели системообразования психической работоспособности могут быть использованы для качественной квалификации индивидуальных стилей познавательной деятельности (сильный, ослабленный).

                                                                          Т а б л и ц а 2

Количественное распределение испытуемых по темповым

характеристикам психической деятельности

группа

сильный  тип психической работоспособности

ослабленный тип психической работоспособности

детский дом

 

28,6%

 

71,4%

школа

 

57,8%

 

42,2% 

 

   Процентные показатели темпа системообразования  когнитивных способностей воспитанников детского дома распределились следующим образом: 28,6% испытуемых экспериментальной выборки свойственен  сильный тип психической работоспособности,  а  71,4%  - ослабленный. Для  школьников из семей эти цифры составляют 57,8% и 42,2% соответственно. Рис. 2 наглядно иллюстрирует данные, полученные в результате тестирования воспитанников детского дома и учащихся школы. Темповые характеристики когнитивных способностей социальных сирот значительно уступают показателям подростков из нормальных семей. Различия достоверны при p<0,05.

 

Р и с. 2

Темповые характеристики психической работоспособности

подростков обеих выборок

 

    Результаты эмпирического исследования мотивационно-потребностной сферы обследуемых подростков показали, что на первый план у воспитанников детских домов и школ-интернатов выступает резкое преобладание гедонистической мотивации, подчиненной принципу удовольствия, в ущерб эгоцентрической и духовно-нравственной мотивации, подчиненной принципу реальности и принципу ценности. У испытуемых контрольной группы, напротив, ведущей мотивацией является духовно-нравственная, на втором месте – эгоцентрическая мотивация, подчиненная принципу реальности, а гедонистические мотивы занимают сравнительно небольшое место в иерархии ценностно-потребностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях (рис. 3). В ответах на пункты опросника «Доминирующая мотивация» у подростков-социальных сирот преобладают следующие выборы: «Сейчас отношение к знаниям практически у всех прохладное» (59% испытуемых экспериментальной выборки); «Об интеллигентности сейчас все благополучно забыли» (53%); «Жить работой - значит не уметь радоваться жизни» (48%); «Любые ограничения портят жизнь» (39%); «Глупо себе что-то запрещать» (35%); «Время заботиться о будущем и погружаться в воспоминания еще не пришло» (32,5%).

    Достоверные (при p<0,01) различия между экспериментальной и контрольной выборками выявлены по всем трем параметрам модифицированной методики «Метод мотивационной индукции» (MIM) Ж.Ньюттена: количество высказываний агрессивного характера, количество высказываний аутоагрессивного характера и количество высказываний, свидетельствующих о страхах и тревоге. Все три показателя значительно выше в группе социальных сирот.

    В протоколах MIM социальных сирот агрессивные высказывания зафиксированы в 47% случаев. В большинстве случаев эта агрессия направлена на насыщенные отрицательным содержанием образы значимых других. Например, один из воспитанников детского дома заканчивает предложение «Я надеюсь…» следующим образом: «Я надеюсь убить свою сестру». Другие подростки экспериментальных выборок заканчивают фразы следующим образом: «Я мечтаю, пусть училка сдохнет», «Я мечтаю поработить мир», «Я хочу стать террористом»  и т. п.

                              1 – гедонистическая мотивация

                              2 – эгоцентрическая мотивация

                             3 – духовно-нравственная мотивация

Р и с. 3

Структура доминирующей мотивации подростков

экспериментальной и контрольной групп

 

    В 27% случаев в высказываниях социальных сирот встречаются аутоагрессивные тенденции, вплоть до суицидальных намерений. Например: «Я хочу сдохнуть», «Я не хотел бы рождаться», «Я стремлюсь к моргу».

  Деформации мотивационной и личностной сфер социальных сирот обусловливают становление негативных поведенческих паттернов: показатели агрессивных поведенческих реакций в ситуации фрустрации подростков, оставшихся без попечения родителей, достоверно выше значений по этому параметру в контрольной группе (при р<0,01). Диагностировано значительное снижение среднегрупповых показателей социальных сирот по данным 16-факторного личностного опросника Р.Б.Кеттелла - снижение выявлено по факторам G (соблюдение социальных норм), N (самоконтроль), Q3 (сила воли), MD (адекватность самооценки), подтверждающими задержку процесса социализации, инфантилизм, эмоциональную неустойчивость подростков, оставшихся без попечения родителей. 

 

Заключение 

 

    С позиций системно-психологического подхода к особенностям когнитивной сферы социально-депривированных подростков относится сниженный темп познавательной деятельности в сравнении с группой нормы. Выявленные результаты статистически достоверны (при р<0,01). Скорее всего, эти различия обусловлены высоким уровнем педагогической запущенности социальных сирот, а не какими-либо эндогенными факторами. Этот вывод подтверждается отсутствием достоверных различий между выборками социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях, по двум другим системно-психологическим параметрам (объема и сложности)  познавательной сферы, а также по фактору «В» (интеллект) многофакторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла.

    Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что интеллектуальные различия между подростками из семей и воспитанниками детского дома не столь принципиальны и существенны, а основными предпосылками социально-психологической дезадаптации социальных сирот являются личностные факторы. Проведенное экспериментально-психологическое исследование выявило существенную деформацию мотивационной сферы социальных сирот, доминирование в ее структуре примитивных потребностей, подчиненных принципу удовольствия, агрессивность, как устойчивое свойство личности этих детей, высокий уровень аутоагрессии, что обуславливает склонность к саморазрушающему поведению и зависимостям. 

Литература

  1. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты /монография/ – Тула, ТПГУ, 2007.
  2. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Диагностика мотивационно-потребностной сферы социальных сирот // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2007 (7). ─ № 2. – С. 102-103.
  3. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В., Поляков Е.А. Психологическая коррекция девиаций личностного развития социальных сирот // Вестник Государственного университета управления. 2007, ─ № 9 (35).─ С. 69-71.
  4. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.Ф., Сенкевич Л.В., Столярова Г.И. Подросток без семьи: интеллект, потребности, мотивы /монография/. – Тула: ТГПУ, 2005.
  5. Поляков Е.А. Влияние факторов дизонтогенеза и социальной депривации на развитие личности подростков // Вестник Государственного университета управления. ─ 2008, ─ № 10 (48).   ─ С. 125-128.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
  7. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.:  Изд-во МГПУ, 1999.
  8. Рыжов Б.Н., Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Системно-психологический подход к проблеме асоциальной групповой активности подростков // Вестник университета (Государственный  университет управления): Социология и управление персоналом. – 2008. ─ № 2 (40). – С. 148-153.
  9. Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Системный подход к диагностике интеллектуальных и личностных особенностей подростков с нарушениями поведения // Глобализация: настоящее и будущее России: Материалы VI Международного социального конгресса 24-25 ноября 2006 г. В 2-х т. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. − Т.1. – С.171-173.
  10. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Метод. Пособие / Под ред. И. М. Иовчук. – М., 2007.