Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Романова Е.С. ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Журнал » 2010 том 1 № 2 : Романова Е.С. ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    Просмотров: 6996

 

ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

 

Романова Е.С.

МГПУ, Москва

 

Современные требования государства и общества  к системе образования необходимо ведут с существенным изменениям в среднем и высшем образовании. В статье рассматривается один из аспектов данной проблемы, а именно взаимоотношения вуза и школы. Обсуждаются пути и организационные формы  активного вовлечения  потенциала вузовской науки в решение задачи гражданского и профессионального становления молодого поколения, вступающего во взрослую жизнь. 

Ключевые слова: потенциал вузовской науки, компетенции, современная школа, научно-исследовательская деятельность, профессиональная ориентация, психологическое сопровождение, личностный потенциал.

 

 

THE DEVELOPMENT OF THE SCIENCE OF HIGHER EDUCATION FOR THE SUPPORT OF THE CIVIL AND OCCUPATIONAL FORMATION OF THE PARTICIPANTS  

OF THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Romanova E.S.

MCPU, Moscow

 

Up to date demands of the State and society to the educational system lead to the changes in the spheres of the General Secondary school and Higher education. In this article one main aspect of such kind of a problem is discussed and attention is turned to the interactions between Secondary school and Higher education. The ways and methods of involving of the science achievements to the solution of the task of civil and occupational formation of the young generation are also represented.

Key words: the development of the science of higher education, competences, up to date school,   research activity, professional orientation, psychological support, personal potential.

 

1.Роль вузовской науки в инновационном будущем «Новой школы»

 

    Новые задачи, поставленные перед системой общего образования, заставляют  по-новому пересмотреть взаимоотношения вуза и школы.  Значительная роль здесь отводится имеющемуся потенциалу  вузовской науки. Только на его фундаменте можно строить инновационное будущее Новой школы и обеспечить такое гражданское и профессиональное становление участников образовательного процесса, которое бы отражало запросы современности. Известно, что научный потенциал вуза зависит, с одной стороны, от кадрового состава и уровня накопленных знаний, и, с другой, от характера целей и содержания решаемых задач.

   Накопление научного потенциала определяется расширением объема фундаментальных и прикладных научных исследований,    активизацией научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых, повышающей качество их научной подготовки,  целевой подготовкой научно-педагогических кадров высшей профессиональной квалификации на уровне мировых квалификационных требований.  Научный потенциал вуза включает в себя достижения и новаторские наработки мировой науки, которые позволяют наметить стратегии решения, исходя из системного соотношения задач. Более того, в современных условиях включения системы российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство, перехода на двухуровневую систему образования,  перед университетской наукой стоит задача усилить научно − исследовательский компонент высшего образования [1].

     Тенденции развития мировой общественной жизни указывают на необходимость более активного включения вузовской науки в решение практических проблем. Так,  Сорбоннская декларация 1998 года отводит университету в жизни общества стержневую роль. Болонская декларация 1999 года подчеркивает центральную роль университетов в развитии европейского культурного измерения. Вузовская наука всегда ориентирует на поиск и познание нового, а значит − на непрерывное развитие и самосовершенствование. В ВУЗе всегда присутствуют и совместная научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся, и педагогическое творчество, и творческая инициатива учащихся — все составляющие инновационного духа, которые должны найти место в Новой школе.Основные компетенции, принятые в настоящее время в Европе, которыми должны овладеть выпускники ВУЗов, это:  исследовательские, поисковые, аналитические – для развития научного знания; и коммуникационные, деловые и  адаптационные компетенции для практического внедрения научных результатов. Эти компетенции являются основаниями для реализации новых, в том числе проектных, технологий в обучении, способствующих развитию не только исследовательской активности студентов, но и их гражданскому становлению.

    Отвечая общим принципам построения и организации научно − исследовательской работы, научные исследования  в области образования имеют свою специфику. Как известно, в методологии науки выделяются фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Фундаментальные исследования, направленные на изучение закономерностей в области образования,  выстраивают стратегию поиска и создают общетеоретическую основу для дальнейших исследований. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с содержанием  и структурой образования. Научные разработки непосредственно обслуживают практику образования,  направлены на создание технологий обучения и взаимодействия в образовательном процессе, а также формулирование конкретных рекомендаций по подготовке и сопровождению деятельности учителя. Комплексные педагогические исследования в силу сложности самого предмета содержат в себе все три вида научных исследований, в каждом конкретном случае с преобладанием того или иного вида. Если фундаментальные исследования составляют, как правило, потенциал университетской науки и проводятся силами профессорско − преподавательского состава кафедр, то прикладные исследования и разработки представляют собой пространство взаимодействия ВУЗа и школы. К особенностям таких исследований относится, прежде всего, то, что их источником являются потребности образовательной сферы, т.е. реальные проблемные ситуации, возникающие в школе. При этом прикладные исследования могут быть по конкретным запросам и ограниченными во времени, а также долгосрочными, направленными  на изменение и развитие системы образования. Конечным продуктом таких исследований является внедрение результатов в практику образования, преобразование этой практики таким образом, что становится возможным не только определить новые способы педагогической деятельности, но и выявить закономерности их применения. Прикладные исследования обычно ведутся в рамках известных научных концепций и школ, общий ход исследований определяется построенными на их основе теоретическими моделями. Логика и структура прикладного исследования в сфере образования, соотношение компонентов могут варьировать, но, в целом, должны быть подчинены единым законам методологии науки, принципам  планирования психолого-педагогического эксперимента. Ведущую роль в этой части исследования выполняет ВУЗ. Гипотезы научно-педагогического исследования могут быть разнообразны: относиться к новым, находящимся на начальных стадиях развития, явлениям из жизни школы, к прогнозируемым последствиям действий и т.п.

     Характерной особенностью исследования, проводимого совместно школой и ВУЗом, является создание наряду с теоретической, нормативной модели исследования, т.е. модели преобразования существующей действительности, включающей этапы, методы, формы, критерии эффективности работы. Этап осуществления исследования во многом ложится на плечи учебных заведений, на базе  которых проводится эксперимент, и его реализация зависит от специфики конкретного заведения, его ресурсной базы, особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса.  Важным этапом научного исследования, значение которого часто недооценивают школы при проведении самостоятельных эмпирических исследований, является этап обработки и интерпретации результатов. Здесь также велика роль ВУЗа с его мощными информационными и интеллектуальными ресурсами. Выходными документами прикладных исследований обычно являются методические и дидактические пособия, методические указания для применения в массовой практике. Таким образом, во взаимодействии ВУЗа и школы реализуется цепочка «Теория-эксперимент-практика», отражающая системный подход к организации научного знания.

    Опыт организации вузовской науки имеет значение также для руководства деятельностью научно-исследовательских коллективов. Коллективный характер научной деятельности в современном обществе подразумевает разделение функций, учет индивидуально-стилевых особенностей, участников  исследовательской группы при постановке задач.  Важное значение имеет направленность педагогов и учителей на активное включение в свою работу научно-исследовательского компонента. В реальности, как показывают результаты опроса, имидж педагога не включает такой составляющей как его научно-исследовательская деятельность. Участие в научной работе, мотивация и готовность к научной деятельности не имеют значения для имиджа, и, следовательно, для авторитета педагога. Конечно, это во многом обусловлено стереотипами сознания, сформированными образами учителя как предметника или как воспитателя, но не как активного, ищущего исследователя. Но современная школа требует нового педагога. Вопрос имиджа имеет особое значение для студентов и выпускников педагогических ВУЗов, т.к. это одно из условий их успеха в процессе профессиональной адаптации в школе.  Выше мы уже отмечали, что современный ВУЗ рассматривает в качестве одной из основных компетенций выпускника его готовность к научно-исследовательской деятельности. Молодые учителя, выпускники ВУЗа, таким образом, являются проводниками, связующим звеном вузовской науки и системы образования, разрушая сформировавшиеся стереотипы образа учителя, формируя новый имидж учителя Новой школы.

    Для выявления реального отношения школьной образовательной среды к научной деятельности и – шире – к внедрению инноваций и модернизации школы, в Институте в рамках социологического мониторинга было проведено исследование мнений учителей. У всех участников образовательного процесса отношение к «Новой школе» позитивное, все считают, что необходимость изменений давно назрела, однако, часть учителей и родителей (до 20%) высказывают опасения, что инновационные процессы могут разрушить положительный опыт, уже имеющийся в системе образования. Большинство считает, что следует дополнить лучшими инновациями уже устоявшиеся каноны школьного образования. Мониторинг показал, что большинство учителей считают работу учителя интересной и творческой, соответствующей их склонностям, несмотря на невысокий престиж труда преподавателя в обществе. Эрудицию, знания, современность учебного материала учителя отмечают в качестве наиболее важной характеристики хорошего преподавателя. Однако, создание собственных учебных программ, т.е. творческий компонент преподавательской деятельности, не  рассматривается большинством учителей как важная характеристика, а участие в научной работе, публикации – вообще не отмечены никем из участников опроса в массовых школах (табл.1). 

Т а б л и ц а 1

 Что из перечисленного Вы используете при подготовке

к занятиям и при их проведении?  (отметьте все подходящие ответы)

 

Опубликованные методические материалы для преподавателей

1

82,1%

Презентации,  раздаточные материалы, наглядные пособия и т.д.

2

71,8%

Другие материалы из Интернета

3

69,2%

Электронные учебные пособия, компьютерные симуляторы и т.д.

4

64,1%

Аудио, видео технику

5

59,0%

Научную литературу (статьи, книги) на русском языке

6

53,8%

Электронные библиотеки, образовательные и научные порталы

7

30,8%

Разработанные Вами учебные программы курсов (предметов)

8

23,1%

Учебную литературу на иностранных языках

9

17,9%

Базы данных

10

10,3%

Результаты вашей научно-исследовательской деятельности

11

10,3%

Лабораторное оборудование

12

10,3%

Написанные Вами учебные пособия, учебники

13

7,7%

Научную литературу (статьи, книги) на иностранном языке

14

7,7%

Реальное производственное оборудование

15

7,7%

Ничего из перечисленного

16

2,6% 

 

    Как следует из табл.1., при подготовке к занятиям и при их проведении большинство преподавателей используют опубликованные методические материалы. К научной литературе обращаются 53,8 % учителей, к материалам из Интернета – 69,2%.  Из представленных данных  видна достаточно высокая поисковая активность педагогов, владение техническими и электронными средствами, компьютерная грамотность. Некоторые преподаватели (10,3%) отметили и использование результатов собственной научно-исследовательской деятельности. Таким образом, в современной школе имеется потенциал, готовность к использованию достижений науки, а у определенной части педагогов – и к участию в научной работе.

   Однако в реальности 71,8% учителей ответили, что не принимали участия  в научных исследованиях и разработках, в том числе по грантам за последние годы. Только 15,4% опрошенных участвовали в индивидуальных или коллективных научных проектах (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Принимали ли Вы в последние годы участие

в научных исследованиях и разработках

(в том числе по грантам), и если да, то в каких формах:

(отметьте все подходящие ответы)

 

Не принимали участия в научной работе

1

71,8%

Индивидуальные или коллективные проекты в данном учебном заведении

2

15,4%

Написание научных статей, монографий и т.д. по Вашей инициативе

3

7,7%

Постоянная работа в научном подразделении данного учебного заведения

4

2,6%

Постоянная работа в научно-исследовательском институте, центре, в научных подразделениях других учебных заведений, учреждений и т.д.

5

2,6%

Индивидуальные проекты по грантам научных фондов и т.д.

6

2,6% 

 

    Основной причиной, мешающей заниматься научной деятельностью, большинство учителей считают отсутствие времени. К существенным причинам относят также низкую оплату  и невостребованность результатов научной работы. Многие педагоги не видят места для научной работы в своей профессиональной деятельности, ссылаются на отсутствие ресурсной базы. Однако  12,8% учителей считают, что нет ничего, что мешало бы заниматься научной деятельностью – именно они, судя по всему, и составляют резерв для внедрения новых, основанных на научных разработках, подходов в школу. Чем же привлекает учителей работа в конкретной школе (табл. 3)? Большинство указывает на взаимоотношения в коллективе и с руководством и факторы, связанные с условиями работы (удобный график, близость к дому). Высокий научный потенциал коллектива является значимым фактором для 12,8% опрошенных. Фактически, это те же педагоги, которые проявляют интерес к научной работе, участвуют в научных мероприятиях и ищут соответствующую своим интересам среду. 

Т а б л и ц а 3

Чем Вас в наибольшей степени привлекает

работа в этой школе? (отметьте 3-4 наиболее подходящих ответа)

 

Хорошая атмосфера в коллективе

1

56,4%

Удобный график работы

2

53,8%

Хорошие взаимоотношения с администрацией, руководством

3

48,7%

Хорошие условия труда на рабочем месте (есть рабочее место, буфет и т.д.)

4

48,7%

Работа находится близко к дому

5

46,2%

Хорошие возможности должностного роста

6

12,8%

Высокий научный потенциал коллектива

7

12,8%

Современные учебные планы, программы

8

10,3%

Высокий уровень заработной платы

9

10,3%

Невысокая учебная нагрузка (не слишком много учебных часов и т.д.)

10

7,7%

Хороший контингент учащихся, их заинтересованность в учебе

11

7,7%

Другое

12

7,7%

Высокая репутация данного учебного заведения

13

2,6%

Хорошая ресурсная и техническая база (библиотека, компьютеры, лабораторное или производственное оборудование  и т.д.)

14

2,6%

Хорошее социальное обеспечение (путевки, дополнительное медицинское обслуживание, питание и т.д.)

15

2,6%

 

    Профессиональные планы на ближайшее будущее большинство педагогов связывает  с повышением квалификации без отрыва от работы, что является самым привычным для них способом профессионального роста (51,3% от выборки); некоторые хотят занять более высокую должность; многие (38,5%) не ставят вообще никаких профессиональных целей (табл. 4).  Получить научную степень планируют 5,1% опрошенных, но это скорее итоги предыдущей работы. Практически никто не отмечает планов, связанных с участием в научно-исследовательских проектах и разработках, возможно, из-за отсутствия информации о таких работах и сложности организации научной деятельности в рамках одной школы.

Т а б л и ц а 4

Каковы Ваши основные профессиональные цели

 в ближайшие 2-3 года? (отметьте  2-3 наиболее подходящих ответа)

 

Вы хотели бы

 

 

Повысить квалификацию без отрыва от работы

1

51,3%

Ничего из перечисленного

2

38,5%

Занять более высокую преподавательскую должность

3

12,8%

Занять (более высокую) административную должность

4

7,7%

Получить научную степень, звание

5

5,1%

Поехать работать за рубеж

6

5,1%

Перейти на работу, не связанную с преподаванием

7

2,6%

 

    Интересно, что, оценивая представления родителей о критериях выбора школы с наиболее качественным образованием, учителя считают, что научная работа преподавателей,  их известность и публикации не являются решающим фактором, главное – это отзывы учащихся или их родителей и хорошая подготовка выпускников для продолжения обучения (табл. 5). С точки зрения самих учителей, решающими для качества обучения являются такие традиционно принятые факторы, как качество и контроль преподавания, а также хороший психологический климат в школе. Важность информационных технологий, технической оснащенности учебного процесса отмечают только 25% учителей. К факторам, влияющим на качество обучения со стороны семей учащихся, учителя относят, в первую очередь, отсутствие времени у родителей (84%) и немотивированность учеников (66,7%), низкую культуру и неразвитость учеников, хотя эти последние факторы во многом определяются и положением дел в школе.

Т а б л и ц а 5

Как Вы полагаете, когда родители ищут школу с

наиболее качественным образованием,

какие из критериев для них наиболее важны?

 (выберите 3-4  варианта ответа)

 

Известность преподавателей, их публикации, научная работа и т.д.

20,5%

Наличие международных программ обучения

5,1%

Наличие дополнительных программ и факультативных курсов, вариативность обучения

53,8%

Высокая квалификация преподавателей (наличие степеней и званий)

59,0%

Хорошие информационные и технические ресурсы учебного заведения (библиотека, Интернет и т.д.)

30,8%

Хорошая подготовка выпускников для продолжения обучения на более высоком уровне (доля поступающих в вузы – в школах и т.д.)

59,0%

Высокий конкурс среди поступающих

7,7%

Наличие страницы в Интернете, Интернет-портала, сайта

2,6%

Отзывы учащихся или их родителей

79,5%

Другое

7,7%

 

    На вопрос: «Есть ли у школы необходимость в науке, в научном сопровождении учебно-воспитательного процесса?» - все участники образовательной среды ответили однозначно: «Да». Наука нужна школе для развития. Этот аспект все выделили как самый важный. Без науки школа будет стоять на месте. На вопрос о том, как  должны реализовываться научные исследования в школе, мнения учителей разделились приблизительно поровну. 50% считают, что школы должны самостоятельно искать перспективные научные направления, позволяющие развивать профиль деятельности школы. Вторая половина уверена, что лучше, если Управление образования будет рекомендовать те или иные научные разработки к внедрению. На вопрос: «Как строить взаимодействие ВУЗа и школы?»- все опрошенные учителя подчеркнули, что после введения ЕГЭ возможность взаимодействия ВУЗа и школы еще больше сократилась. Раньше ряд школ пытался выстроить преемственность обучения школа – ВУЗ. В этой связи школе и высшей школе вновь надо искать формы взаимодействия. Возможно, это может заключаться в курировании ВУЗов профиля подготовки учащихся,  в частности, старшеклассников. Школа должна пытаться найти подходящие по профилю ВУЗы, а ВУЗы, в свою очередь, искать потенциальные для внедрения науки школы. Важным остается вопрос о способах внедрения в практику достижений современной науки, отраженных в диссертационных исследованиях, подготовленных в вузах. Учителя отметили необходимость непосредственного участия диссертантов в жизни школы, чтобы не было оторванности диссертационных исследований от реалий школы и реальных детей. По мнению многих учителей, окружные методические центры могут быть связующим звеном, организующим передачу результатов научных исследований непосредственно в школы.

    Одной из наиболее эффективных форм внедрения научных знаний (вузовской науки) на  сегодняшний день является деятельность экспериментальных площадок в московском образовательном пространстве. У большинства опрошенных  учителей положительное отношение к экспериментальным площадкам.  Учителя(72,3%) в основном поддерживают работу ЭП. Однако часть из них относится равнодушно (13,6%), считает, что это «лишняя  нагрузка» (4,7%), «пустая трата времени» (5,4%), «материал уходит неизвестно куда» (4,0%). Первое и самое привычное участие, когда школа рассматривается как реальная эмпирическая база для исследований. Далее это совместное участие в научных проектах как лучшее соединение науки и практики. Учителя отмечали возможность формирования потребности в каких-либо исследованиях (социальный заказ на исследования от школ, исходя из актуальных вопросов и потребностей в школах). По итогам проведенного опроса учителей можно сделать общий вывод, что в школьном образовании имеется высокий потенциал, накоплен значительный опыт научных разработок, практически в каждой школе есть определенный процент учителей, готовых взять на себя инновационную деятельность.

    Каким  же образом в вузе  закладываются основания  научной деятельности в сфере образования? Прежде всего – это совместная работа преподавателей и студентов, как в рамках учебного процесса, так и вне его, в которой формируются основные компоненты готовности к научной деятельности: когнитивный, операционный и  мотивационный. Формы эти достаточно известны – конференции,  студенческое научное общество,  работа над проектами во временных  научных коллективах и лабораториях,  руководство курсовыми и дипломными работами как первыми пробами научно-исследовательской деятельности студентов [2].

    Одной из форм разработки и реализации научно-исследовательских проектов является продуманная организация практики студентов в образовательных учреждениях. Это также и форма развития гражданской позиции студентов. Знание теории и технологии педагогической работы приобретает личностный смысл для студента только в ситуации практической деятельности. Если практика в вузе  организована с  ориентацией на развитие научно-исследовательской  деятельности, у студентов формируется отношение к полученным знаниям как к инструментальной ценности, без которой невозможно  их успешное  профессиональное развитие.  Обогащение педагогической практики исследовательскими заданиями, направленными на развитие диагностических, аналитических и прогностических способностей,  организаторских навыков и умений, педагогической наблюдательности, эмпатии, рефлексии, выполняет еще одну важную функцию – повышения интереса к учительскому труду, усиления значимости его в глазах студентов. Мотивация к научно-исследовательской деятельности, таким образом, оказывается тесно связанной с педагогической мотивацией. Наряду с традиционными задачами практики – углубление, систематизация, обобщение и конкретизация теоретических знаний, развитие профессионально-важных навыков и умений, общей и профессиональной культуры, отмечаются ценностные  возможности практики, ее значение для личностного и профессионального самоопределения будущих педагогов. Активное занятие научно-исследовательской деятельностью в период практики во многом  определяет структуру ценностных приоритетов студентов.

    Дидактико-технологическим условием усиления исследовательской направленности всех видов практики является интеграция содержания заданий по практике с научной работой студентов. В таком случае реальные проблемы школы становятся источником постановки исследовательских задач: это и анализ конфликтов, и оценка социально-психологического климата, индивидуального стиля работы учителя, исследование детско-родительских отношений и т.п. Целесообразно, чтобы содержательный и процессуальный аспекты практики были непосредственно взаимосвязаны с научно-исследовательской работой студентов, отражали бы тематику научно-исследовательской работы кафедр. Результаты, полученные в процессе практики, должны не только обсуждаться на научно-практических конференциях и семинарах студентов с участием преподавателей, но и найти отражение в публикациях, материалах Студенческого научного общества.  Курсовые и дипломные работы также должны основываться на данных, полученных в процессе практики. Особенно важна специальная разработка научно-исследовательской составляющей практики  при реализации магистерских программ. Есть ВУЗы, где практика студентов направлена на решение научно-исследовательских задач, стоящих перед системой образования. Они изучают проблемы детей и те методы, с помощью которых с этими проблемами справляются опытные специалисты, они занимаются проектной деятельностью, разрабатывая совместные формы работы детей и взрослых, продуктивные виды взаимодействия. Однако они принимают малое участие в плановых экспериментальных исследованиях.

  Таким образом, в связи с вышесказанным, необходимо продумать основные формы взаимодействия экспериментальных площадок с будущими выпускниками. Необходимо ввести факультативные курсы, курсы по выбору студентов  на темы: «как проводить научно-исследовательскую работу»,  «инновационная деятельность в столичном образовании» и т.п. В этом случае  формируется система научно-исследовательской работы в ВУЗе, объединенная общими задачами и направлениями. Необходимо, чтобы содержание практики имело высокую степень интегративности, междисциплинарности, синтезируя учебный материал различных предметов психолого-педагогического, предметно-методического,  гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного циклов учебного плана. Конкретные задания должны стимулировать студентов на поиск информации из различных областей знания, адаптацию межпредметного материала для решения поставленных задач, обобщение данных и оценку эффективности решений. Частота, обоснованность, целесообразность использования разных способов интеграции и переноса являются показателями сформированности у студентов отношения к педагогическим явлениям и процессам как комплексным, требующим научного осмысления и исследования [3].

    Важным фактором, повышающим научно-исследовательскую мотивацию студентов во время практики, является вариативность, т.е. многообразие форм и способов проведения практики, контроля и отчетности студентов в зависимости от специфики учебного заведения, профиля обучения, индивидуальных особенностей самого студента. Максимально индивидуализированные задания способствуют адресному развитию творческого, интеллектуального и личностного потенциала студентов. Вариативность рассматривается также как важнейшее организационное условие повышения значимости педагогического труда у студентов-практикантов. В итоге, в ВУЗе на разных этапах обучения последовательно  формируется научно-исследовательская культура личности  будущего педагога. Особую роль научной жизни современного ВУЗа играет аспирантура, работа аспирантских объединений, которые также должны быть гораздо в большей степени, чем сейчас, включены в общий процесс взаимодействия с образовательным пространством города.

    В системе Департамента образования  (начиная с 2005 года) действует продуманная и выстроенная система управления экспериментальной и инновационной деятельностью, объединяющая потенциал научных и образовательных учреждений в разработке, апробировании и внедрении проектов по стратегическим направлениям развития образования. В столичной системе образования давно уже развернута большая научная работа, направленная на совершенствование всех сторон образовательного процесса.  Можно смело утверждать, что практически каждое образовательное учреждение, находящееся в ведении Департамента образования,  в той или иной мере участвует или участвовало  в экспериментальной работе по различным научным проектам. В настоящее время  в Москве работает около 270 городских экспериментальных площадок первого уровня. Экспериментальная площадка является особой формой организации совместной деятельности представителей педагогической науки и школьной практики по разработке, апробации и внедрению новых технологий обучения и воспитания, новых механизмов управления, новых стратегических направлений развития школы. Эти площадки охватывают практически все направления преобразования образовательного процесса. В тематике работ отражена задача модернизации  школы, исходя из концепции развития столичного образования. По каждой экспериментальной площадке разработана технология и есть конкретные средства и способы разработки научных тем.Тематика исследований  охватывает научные интересы всех участников образовательного процесса, всей специфики образовательного пространства и решает задачи Новой школы. Научный потенциал, вовлеченный в эту работу, включает в себя порядка 35 научных учреждений г. Москвы. Это ВУЗы, НИИ и научные центрыВУЗы составляют примерно 40 % от общего числанаучных учреждений. Научное руководство экспериментальной работой  осуществляет  около 370 высококвалифицированных ученых, среди них около 130 докторов наук (35%). Свои площади для экспериментальной работы предоставили около 900 образовательных учреждений. Это детские дома, интернаты, общеобразовательные и профильные  школы, гимназии, кадетские корпуса, лицеи, центры творчества и др. Городской экспертный совет по ГЭП  проводит ежегодный анализ результатов экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях и представляет его в управление науки профессионального образования.

   Особенностью экспериментальной деятельности Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ является привлечение большого научного ресурса. Это позволяет не только ориентироваться на имеющиеся стратегические программы, но и принимать активное участие в разработке новых стратегических направлений. В течение  ряда лет Институт осуществляет научное руководство работой следующих городских экспериментальных площадок:

  1.  «Развитие социальных навыков школьников как  условие здорового жизненного стиля»;
  2.  «Формирование мотивации учительского труда»;
  3.  «Формирование образа семьи у старшеклассников как основа гражданской позиции современного россиянина»;
  4.  «Организация и психологическое сопровождение профориентации учащейся молодежи».

    Анализ работы экспериментальных площадок Института показал актуальность выбранных тем и в целом успешность их разработки.

С сентября 2009 сотрудники ИПССО в экспериментальном режиме приступили к разработке новых тем:

 - эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия;

 - развитие профессиональной направленности школьников на основе типологической диагностики психической работоспособности;

 -  формирование организационного взаимодействия субъектов управленческой деятельности образовательного учреждения;

 -  повышение качества инклюзивного профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Библиотековедение».

     В настоящее время, когда экспериментальная работа организационно сформировалась, когда определена тематическая направленность исследований, наступает этап активного внедрения научных результатов.

    Собственные пятилетние экспериментальные исследования  на ГЭП Института, подготовка отчетов, анализ путей внедрения результатов в массовую школу позволили нам увидеть некоторые проблемы этой работы, связанные с недостаточной координацией наших усилий с другими научными учреждениями, работающими на экспериментальных площадках города. Очевидно, что для охвата всех проблем столичного образования потенциал отдельного ВУЗа или НИИ в лице научных руководителей исследований недостаточен. В настоящее время реализация задач научного исследования возлагается в значительной мере на педагогический коллектив образовательного учреждения - экспериментальной площадки. Научная работа в школе строится часто параллельно основному учебному процессу, отнимающему все время у учителей. Не секрет, что работа учителей по научной теме идет также и за счет их личного времени. С этим же связана низкая активность и осведомленность основной массы учителей относительно результатов экспериментальной работы. Современное отношение учителя к экспериментальной площадке не может рассматриваться как удовлетворительное. Пришло время, чтобы ВУЗ расширил свои возможности. Для этого нужно объединение вузовской науки в одну систему отношений среди ВУЗов. Можно говорить о создании межвузовской инновационной структуры, где бы мы могли не только анализировать и собирать  опыт, но и внедрять его, обмениваться опытом.  Наиболее целесообразно, чтобы ВУЗы, участвующие в экспериментальной работе, объединили свои усилия и распространили свой потенциал на совершенствование своей работы на экспериментальной площадке, направленной на повышение эффективности внедрения результатов исследований. Очевидным выходом из складывающейся ситуации является активное вовлечение в научно-исследовательскую работу в школах студентов и аспирантов педагогических и психологических ВУЗов в рамках учебных практик студентов и при выполнении ими курсовых и дипломных работ. В первую очередь, это касается организации практики студентов педагогических ВУЗов и разработки тематик курсовых и дипломных работ, которые должны бать привязаны к темам всех экспериментальных площадок. Студенты получают конкретные задания  на основе задач, решаемых на экспериментальных площадках, и принимают конкретное участие в решении  этих задач. Работа студентов рассматривается как непрерывный процесс научного исследования. Уровень разработки темы, достигнутый одними студентами, должен аккумулироваться  и продолжаться другими. Это, в свою очередь, повысит и качество подготовки выпускников, и уровень усвоения ими передовых образовательных технологий. Вузам также необходимо повышать подготовку студентов в части того, как проводить научно-исследовательскую работу в свете инновационной деятельности в столичном образовании.

    Проводя системный анализ проблем взаимодействия ВУЗа и школы, и говоря о целях и задачах «Новой школы», следует признать, что в современных условиях мощным стратегическим ресурсом, кото­рый может адекватно ответить на вызовы времени, обеспечить качественно новый по содержанию и форме уровень научного обеспечения образования,  являются научные разработки  в области образования.

 

2. Психологическое сопровождение гражданского и профессионального становления школьников 

 

    Одним из основных направлений таких разработок является профориентационная работа в школе в современных экономических условиях. В организации профориентационной работы ведущее место принадлежит школе. Школа является первым звеном на пути профессионального развития молодого человека, и это звено -  определяющее во всей системе поддержки профессионального развития. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.

    Социально-экономические реалии современной жизни России  по-новому ставят перед научным сообществом, перед педагогической общественностью проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен  переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности, повышение значимости труда для всех членов общества, особенно для молодежи. От включения молодежи в профессиональную деятельность, их профессиональной самореализации зависит развитие экономики страны и гражданского общества в целом.  Ситуация выхода молодых людей во взрослую жизнь, их профессионального самоопределения и выбора профессии сейчас существенно отличается от той, которая была несколько лет назад, и тем более от той, в которой находились их родители.

    Профессиональная ориентация молодежи - проблема не новая. Теория и практика профессиональной ориентации уже имеет почти столетнюю историю, если вести отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. В то же время на всех этапах развития общества она приобретает новое качество, в силу изменения требований к подготовке кадров. Так, в 20-е годы XX столетия основное внимание уделялось «непосредственному трудоустройству молодежи на работу», что было вызвано необходимостью решать проблемы, связанные с разрухой после Первой мировой войны и безработицей. В 40 - 50 годы прошлого века с помощью психодиагностических процедур выявлялись наиболее выраженные склонности, способности человека и проверялось их соответствие определенному кругу профессиональных требований. К 70-м годам акцент постепенно перемещается в сторону «воспитания у молодежи способности делать выбор, то есть учитывать при выборе профессии объективные и субъективные условия и факторы». В этот период в Советском Союзе получает развитие воспитательная концепция профессиональной ориентации. В 80-е годы и первой половине 90-х годов профессиональная ориентация получает свое наибольшее развитие с позиций воспитательного и развивающего подходов. В этот период профессиональная ориентация складывается как система, включающая следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей, профессиональная диагностика и консультирование, профессиональный подбор и отбор, профессиональная адаптация. В практике профессиональной ориентации занимают важное место Центры профориентации и консультирования, службы занятости, в общеобразовательных учреждениях - кабинеты профориентации. Вопросы выбора профессионального пути постепенно включаются в содержание учебного процесса. Немалая роль в этой работе отводится учебно-производственным комбинатам, где читаются специальные профориентационные курсы и оказывают школьникам индивидуальную помощь психологи-профконсультанты. Также в этот период накапливается опыт организации производственной практики на рабочих местах и обеспечения связи с системой начального, среднего и высшего профессионального образования. Конец XX века с позиций практической направленности профессиональной ориентации можно трактовать как период затишья. К сожалению, почти прекращается деятельность различных профориентационных служб, а педагогические коллективы школ отказываются от ведения профориентационной работы, считая, что их главная цель заключается в обеспечении школьников знаниями по преподаваемому ими предмету, повсеместно закрываются учебно-производственные комбинаты [3].

    Экономический кризис высветил давно назревшие проблемы в организации профессиональной ориентации молодежи. Проведенный анализ динамики рынка труда за последние годы позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых,  основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда является, прежде всего, высокая квалификация работников. Во-вторых, рынок труда – это не только рынок знаний, умений, навыков, но и «рынок»  личностных качеств работников. В условиях конкуренции, при профессиональном  отборе оценивается общий потенциал претендента, в том числе интеллектуальные, коммуникативные,  волевые качества, мотивация, способность к саморегуляции и т.п.  В-третьих, в ситуациях кризиса  больше шансов избежать безработицы и сохранить психическое здоровье  имеет не только тот,  кто более активен и самостоятелен, но и тот, кто более гибок и мобилен,  может изменяться в соответствии с требованиями изменяющегося рынка труда. Для такого экономического поведения характерно осознание собственной жизненной и гражданской позиции, определенная социальная зрелость, компетентность в отношении к своей собственной жизни.

    Готовы ли к этому современные выпускники школ и ВУЗов? Какие их качества оказываются наиболее распространенными? Соответствуют ли они требованиям современного рынка труда? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к результатам исследования, проведенного среди экспертов – представителей ВУЗов и кадровых агентств по вопросу – какие молодые специалисты нужны работодателям? Оказалось, что представители ВУЗов считают самыми важными качествами для трудоустройства молодого человека на рынке труда образование и умение проходить собеседования, тогда как работодатели и кадровые агентства в качестве основного критерия для успешного трудоустройства называют потенциал. В качестве основных  характеристик современных молодых людей  эксперты выделяют, с одной стороны, нестабильность и профессиональную незрелость,  а, с другой -  потенциальность и готовность к достижениям.  Такая  противоречивость личностных характеристик находит свое отражение и в описаниях сильных и слабых сторон личности современных выпускников. В этом вопросе  мнения экспертов, в основном, совпадают. К сильным сторонам относятся: целеустремленность, мобильность, активность, желание развиваться и строить карьеру, уверенность в себе, амбициозность,  коммуникабельность, потенциал, обучаемость, практичность, прагматизм, компьютерная грамотность, желание хорошо зарабатывать,  готовность к инновациям, энтузиазм, энергичность, лояльность, управляемость, смелость, открытость новому опыту, готовность к переменам и т.д. К слабым сторонам относятся: чрезмерно завышенная самооценка, отсутствие чёткого представления о сфере деятельности, завышенные ожидания,  некачественное образование, постоянная склонность к смене работы, неадекватность в требованиях к оплате труда, неумение работать в команде,  низкий уровень практических умений и навыков, слабые представления о бизнес-процессах, деловой культуре, плохо развитые навыки взаимодействия, инфантильность, отсутствие точного представления, что им нужно в жизни, чем они хотят заниматься, незнание рынка труда, социальная незрелость. Слабые стороны молодых специалистов говорят о том, что, вследствие отсутствия жизненного опыта,  они зачастую переоценивают себя, не понимают или еще не определились со своим профессиональным будущим.

    Данные этого исследования показывают, что основу трудовой мотивации молодых людей составляют две взаимосвязанные тенденции – работа как средство заработка и стремление сделать карьеру. Это подтверждается и нашими многочисленными исследованиями мотивов профессионального выбора на разных контингентах и возрастных группах.  Опросы  старшеклассников и их родителей дополняют эту сложившуюся позицию. Практически не отмечается направленность на профессиональный рост, на достижение профессионализма. Профессиональная компетентность  занимает одно из последних мест в структуре ценностей большинства современных подростков и юношей. При исследовании ценностных ориентаций старшеклассников анализ выборов школьников по таким показателям как «Комфортные условия жизни»,  «Творчество», «Хорошая работа» показывает, что почти 35% школьников не стремятся к комфортной жизни, более 40% не желают заниматься творческой деятельностью, более 30% не интересуются своей будущей работой. Если у этих групп школьников повысить осведомленность и далее интерес к современным рабочим профессиям, мы сможем помочь этим ребятам в правильном, соответствующем их личностным особенностям выборе профессии [3].

    Таким образом, актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре рынка труда и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными намерениями молодежи.

    Решить эту проблему традиционными методами и подходами в рамках сложившихся представлений о профориентационной работе не представляется возможным. Часто профессиональное информирование понимается узко -  как предоставление данных о соотношении спроса и предложений на рынке труда, а профессиональная диагностика сводится к выявлению психофизиологических особенностей клиента. Такой подход не ведет к достижению основной цели профориентации – гармонизации отношений человека и общества в сфере труда. Таким образом, проблема профориентации оказывается шире, чем просто выбор будущего места учебы или работы. Личностный потенциал, востребованный  современным обществом,  относится к самым разным сторонам  взаимоотношений человека и окружающего мира, к его гражданской позиции в целом.

   Если обратиться к истории профориентации, то можно заметить, что она оказывается особенно востребованной в кризисные периоды, когда ситуация на рынке труда не является однозначной и понятной для большинства населения, когда особенно остро встает вопрос о психическом здоровье и благополучии молодого поколения. При этом психологи знают, что  независимо от общественной ситуации, во все периоды своего становления и развития профессиональная ориентация составляет одну из глубинных потребностей каждой личности, связанную с социальной сущностью человека.

   Определение сущности профессиональной ориентации остаётся до сих пор предметом дискуссий в отечественной и зарубежной научной литературе, однако, особенностью последнего времени является все более усиливающееся внимание к психологическим, личностным аспектам профессионального становления и карьеры. Профессиональную ориентацию можно определить как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы об­щества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддерж­ки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специаль­ных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, соци­ально-экономической ситуации на рынке труда. В таком понимании профориентация выступает в качестве своеобразного социального института, включающего в себя оказание современных профессиональных услуг, систему социальной поддержки молодежи, способы распространения социально значимой профессиональной информации. Эта система является первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий.

     Исходя из перечисленных позиций, основной путь развития профессиональной ориентации в настоящий момент  состоит, на наш взгляд,  во включении ее  проблематики в более широкий контекст гражданского воспитания молодежи.

  Профессиональная ориентация является одной из основных задач деятельности образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управле­ния образованием.  Работа по профориентации должна начинаться еще в начальной школе. Это дает основания постепенно формировать у школьника внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности к саморазвитию и самостоятельному поиску личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. В исследованиях проблем трудоустройства выпускников, проведенных нами совместно с МГУ, показано, что в условиях возрастающей конкуренции востребованным на рынке труда оказывается специалист, обладающий разносторонними компетенциями, сформированной профессиональной направленностью, психологической готовностью к карьере, сформированной способностью к построению собственного профессионального плана.                               

    В Институте реализуется комплексный подход к проблемам профориентации, основанный на анализе тенденций рынка труда, взаимосвязей всех участников процесса профориентации, сотрудничестве с образовательными учреждениями. Деятельность ведётся по 3 основным направлениям:

    − научные исследования,

    − учебно-методическая работа (разработка технологий и инструментария),

    − внедрение в практику, в образовательное пространство г. Москвы.

  Сформулирована научная позиция, соответствующая современному мировому опыту относительно психологических критериев описания профессий, технологии и процедур взаимодействия с субъектом профессионального самоопределения, основанных на методологии самопознания и самодиагностики. Важное значение придается анализу профессиональных и личностных компетенций,  основанных на стратегиях решения задач, типе мышления в профессиональных и жизненных ситуациях. На этой основе разработаны профессиограммы 150 профессий, в том числе и рабочих профессий. При создании методической базы профориентационной работы мы используем принцип объединения методов социологического мониторинга. С одной стороны, для получения объективных данных, с другой, для оказания психологической поддержки конкретного человека. С целью раскрытия внутренних условий будущего профессионального развития школьника выбрана система связанных показателей-критериев эффективности, которая включает в себя:

    1) уровень и потенциальные возможности развития профессиональных способностей;

    2) общий спектр ценностных ориентации личности;

    3) мотивы и ценности (значимость) труда;

   4) функциональные  или  психологические   состояния  человека, определяющие его готовность к выполнению различных видов учебной и трудовой деятельности;

   5) способы защиты личности от неудач и ошибок в профессиональной и социальной сферах.

   Основные направления социализации школьников определены в концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

    Как известно, социализация − это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, который позволит занять свое место в обществе. Для успешного вхождения молодого человека, выпускника школы в общество недостаточно только школьной социализации. Часто считают, что если ученик не создает проблем в школе, родителям, в учебе, в поведении, то и дальше будет все хорошо. Однако жизнь корректирует это представление. Требования общества несколько другие − это активность, умение видеть и решать свои проблемы, проявлять инициативу. Имеется немало примеров, когда отличники, хорошисты во взрослой жизни оказываются менее успешными, чем средние ученики,  и, прежде всего,  это касается  профессиональной деятельности.

    Выбор профессии не является сугубо личным делом отдельного ученика и его родителей. Это дело государственное, потому, что имеются социально − экономические последствия  неправильного выбора профессии: низкая производительность труда,  производственный брак,  нехватка кадров в отдельных отраслях,  травматизм,  низкий профессионализм, снижение роста благосостояния. Моральная составляющая – неудовлетворенность, стресс, фрустрация.  В целом неправильный выбор профессии ведет к экономическому морально − нравственному обеднению общества. Взяв дело не по способности, заняв не свое место, трудно, а может даже невозможно быть честным человеком. Такой работник, как правило, самоуверен и предрасположен к лени и лжи, тем самым пытаясь заполнить пустоту профессионального умения. Для личности также существуют печальные последствия неправильного выбора профессии:

- невыполнение норм выработки,  должностных обязанностей,  выпуск брака;

- чрезмерное утомление,  ухудшение здоровья, травматизм;

- замедление профессионального роста, так как человек не может реализовать свои способности;

- частая смена мест работы, отсев на первых курсах учебных заведений;

- чувство неудовлетворенности,  разочарование, психические расстройства.

  Одной из причин неправильного выбора профессии является отсутствие адекватных экономических представлений у современных школьников, некомпетентность  в области предпринимательской и управленческой деятельности. Серьезной общественной проблемой является предубеждение учеников и их родителей в отношении престижности профессий, основанное на стереотипах.  Часто следствием этого становится низкая культура труда в непрестижных профессиях. Все это говорит о том, что проблему выбора профессии нельзя рассматривать отдельно,  вне контекста формирования гражданской позиции личности, развития целостной системы  социальных представлений, картины мира у молодого поколения.

    В качестве условий, обеспечивающих результативность гражданского воспитания школьников, исследователи выделяют включение школьников в продуктивную, творческую деятельность: решение задач, разбор проблемных ситуаций, обсуждение и анализ реальных документов, когда приобретаются навыки ведения дискуссий, отстаивания собственной точки зрения. Известно, что активную позицию в освоении явлений социально-экономического спектра, экономическое  правовое сознание легче сформировать, когда ученик сам участвует в проектах, связанных с моделированием социально-экономических  явлений, созданием модели реального взрослого общества. В этом пространстве деятельность школьников может быть организована с воспроизводством всех основных идеальных образцов  трудового и социального взаимодействия. Для этого нужно включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии. Социальные представления необходимо соотнести с реалиями жизни. Особо важное значение придается системе психологической поддержки, которая осуществляется путем оптимизации пси­хологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудо­вой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и не­формальных объединений людей.

    В рамках научных исследований по теме психологического сопровождения профессионального и гражданского становления личности была проведена разработка и апробация программы гражданского воспитания, в результате которой, путем анализа анкет родителей, экспертных оценок учителей, комплексного психолого − педагогического обследования учеников разных возрастных групп, были получены данные о некоторых закономерностях процесса социализации учащихся.

     Социальные представления оценивались по категориям:

   1. осмысленность знаний (когнитивный компонент);

   2. оценка реального мира (эмоциональный компонент);

   3. источник получения информации (деятельностный компонент);

   4. мотивационная регуляция интересов (мотивационный компонент);

  5. общий уровень гражданской культуры (широта информационного поля, политический                   кругозор).

    В первую очередь при формировании направленности личности отмечается ведущая роль семьи. Анкетирование и встречи с родителями школьников позволили выявить картину профориентационного влияния родителей на учащихся. Большинство родителей в качестве главных ориентиров при выборе будущей профессии своего ребенка рассматривают близость образовательного учреждения к дому и стоимость обучения. Второе место по значимости занял фактор «Востребованность профессии». На третьем месте - фактор, актуальный для родителей мальчиков, «Отсрочка от армии». Желания и возможности ребенка не выступают в качестве главных ориентиров в советах большинства родителей. Родители ориентируются преимущественно на внешние формальные факторы, связанные с будущим местом обучения учащегося, но никак не с сущностью профессии, с её содержательной стороной и требованиями, предъявляемыми к её реализации. Такоё отношение родителей к профориентации проявляется и в том, на какие  информационные источники ориентируются родители вместе с детьми, чтобы оказать им помощь в выборе профессии. Первые места занимают Интернет, советы непрофессионалов (родственников и знакомых), Дни открытых дверей в учебных заведениях. Те же источники информации, которые способны заполнить информационный вакуум учащегося о мире профессий, — консультации специалистов-психологов в школе и профконсультантов вне школы, заняли последние места в иерархии источников информации по мнению родителей.

    В сфере профориентационной  информированности учащихся наблюдается картина, идентичная той, что сложилась при анализе ответов родителей: 82 % информации приходит из непрофессиональных, а зачастую просто сомнительных источников (социально значимое окружение и СМИ). Ведущим мотивом выбора профессии для учащихся выступает заработная плата и только потом уже соответствие деятельности склонностям и потенциалу. Викторина и анкетирование, направленные на проверку знаний учащихся о профессиях, показали, что старшеклассники знают не более 10-15 профессий, а представления о престижности профессий соответствуют житейским стереотипам, принятым в родительской среде благодаря рекламе и СМИ. Таким образом, при некотором противоречии намерений школьников и советов, которые дают родители, выявляется картина общей неготовности к профессиональному выбору.

     Это подтверждают и исследования учебной мотивации, проведенные в школах. Учебная мотивация косвенно показывает ориентацию учащихся на содержание выполняемой ими деятельности. Познавательная мотивация существенно ниже коммуникативной. Также  высоки значения показателей внешней мотивации (т.е. ориентации на учителей и родителей). Наблюдается высокая мотивация достижений, но она не подкреплена содержательной стороной, старшеклассники не представляют, как и в какой сфере они могут быть успешными. При этом наличие мотивации на саморазвитие говорит о возможностях работы со старшеклассниками в нужном направлении. Мотивационная составляющая профессий выразилась в ранжировании предметов школьной программы по значимости в современном обществе и лично для  учащихся. Так, для общества, по мнению школьников, нужны русский и иностранный языки, информатика, экономика.  Личные интересы учеников могут существенно отличаться, например, значительно более высокий ранг занимают биология, история. Неуверенность, страх сдачи ЕГЭ по отдельным предметам влияет на выбор дисциплин для ЕГЭ и может стать препятствием для выбора профессии и ВУЗа. Проведенный анализ показывает, что программа гражданского воспитания должна делать акцент не только на передачу знаний и накопленного общественного опыта, но и на актуализацию личных интересов школьников с использованием методов активного обучения. Наиболее важным моментом реализации программ гражданского воспитания старшеклассников, у которых активно формируется поведенческий компонент социальных представлений, является создание условий  для проявления  их гражданского и профессионального выбора.

    В деятельности по профориентации не должно быть преобладания одного компонента – информационного, диагностического или какого-то другого.  Необходим целостный подход, основанный на психологическом сопровождении гражданского и профессионального становления личности. Профориентационная работа будет эффективной только в том случае, если задачи профессиональной ориентации будут включены во все мероприятия учебного и воспитательного характера. Для этого необходимо углубление знаний, повышение квалификации в области профориентации всех педагогических работников школы. В систему профориентационной работы включаются мероприятия как школьной, так и внешкольной работы: встречи с представителями профессий, экскурсии в учебные заведения, на предприятия и в организации города и района, летний профильный лагерь и другие. Особое место в профориентационной работе занимают специальные занятия по профориентации. Планирование касается деятельности всех участников, включенных в систему профориентации, – классных руководителей, учителей-предметников и их методические объединения, школьную психологическую службу  и других сотрудников. В последнее время все более значительную роль в организации и проведении профориентационной работы в школе играют школьные психологи и социальные педагоги.  Показателями сформированности системы профориентации в школе можно считать взаимосвязь всех компонентов системы, целенаправленность, систематичность, планомерность.

    Комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе  у разных возрастных групп:

 - в начальной школе, в связи с активным развитием когнитивного компонента социальных представлений, в программе гражданского воспитания необходимо планировать целенаправленную работу по формированию системы знаний об окружающем мире в целом;

 -  в средней школе  работу целесообразно планировать отдельно для двух возрастных групп;

 -  в младшем подростковом возрасте, в связи с развитием эмоционально-оценочного компонента социальных представлений и активным проявлением познавательной активности, необходимо начинать привлекать учащихся к реальной активной деятельности;

 - в старшем подростковом возрасте, в связи с развитием ценностно-ориентировочного компонента наиболее эффективны методы гражданского воспитания, ориентированные  на реализацию элементов решения проблемных, спорных задач, которые имеют место в обществе.

     Таким образом, создание системы профориентации с активным вовлечением в эту работу школ и ВУЗов в современных экономических условиях требует:

  1. Разработки новой нормативной базы профориентационной работы  для всех участников образовательного процесса и социальных партнеров;
  2. Разработки новых технологий и методов работы;
  3. Подготовки кадров специалистов – профориентаторов;
  4. Решения вопросов  организационного взаимодействие всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

Без привлечения потенциала вузовской науки решение всех этих задач проблематично.

 

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
  2. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml.
  3. Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников // Вестник практической психологии образования.−  № 2 (23).− 2010. – С. 50 − 55.
  4. Романова Е.С. Актуальные проблемы профориентационной работы на уровне общеобразовательного учреждения / Е.С. Романова // Профориентационная работа в образовательных учреждениях. Теория и практика. Материалы ежегодной городской научно-практической конференции с международным участием (20-21 октября 2010 года). – М.: МГПУ, 2010. – С. 5-12.